Быть сапером на войне – наверное, самая незавидная участь из всех возможных. Сами подумайте, по тебе лупят из всех имеющихся под рукой видов оружия, а ты даже ответить не можешь. Ибо должен выполнять поставленную задачу: наводить переправу, обезвреживать (или, наоборот, устанавливать) мины, резать колючую проволоку…Разве только мединструкторам в боевых порядках войск приходилось столь же несладко.
Дальнейшую судьбу призванного в Красную армию осенью 1942 года уроженца Челябинской области Михаила Булатова определила его гражданская профессия. Раз телефонист, да еще с двухлетним опытом работы, то должен разбираться в электрических проводах, а значит, быть ему минером-подрывником. Наверняка примерно так рассуждали в военкомате, перед тем как выдать новобранцу направление в Орловское пехотное училище, эвакуированное в туркменский город Чарджоу. На фронт Булатов прибыл в конце марта 1943-го и был зачислен в 369-й отдельный саперный батальон 235-й стрелковой дивизии. Как раз назревала грандиозная битва на Курской дуге…
Вообще-то, профильными задачами ефрейтора Булатова были установление минно-проволочных заграждений и проведение инженерных разведок. Но вскоре пришлось сооружать штурмовые мосты через реку Зуша, на которой действовала дивизия. Дело хлопотное, опасное и в буквальном смысле тяжелое, ведь подчас вместо выбитых после налетов вражеской авиации звеньев переправы под опоры мостов приходилось подставлять собственные плечи.
Однако свою первую боевую награду – орден Красной Звезды 19-летний Миша получил, именно благодаря приобретенным в училище знаниям. За то, что 19 декабря 1943 года под сильнейшим минометным и артиллерийским огнем разминировал дорогу,
«…чем обеспечил своевременное продвижение артиллерии, полковых и дивизионных грузов».
Булатов тогда снял 85 немецких T Mi 35 St (как их еще называли, Tellermine – противотанковых противогусеничных мин нажимного действия) и 42 наших ТМД-42 (те же танковые мины, только в деревянных корпусах).
В боях под Витебском он участвовал уже младшим сержантом, 22 июня 1944-го очередным своим подвигом отметив третью годовщину войны. После начала нашей артподготовки выполз на нейтральную полосу и, невзирая на то, что заметившие смельчака немцы тут же принялись поливать его огнем из винтовок и пулеметов, проделал в проволочных заграждениях проход, по которому ринулась в атаку пехота.
«Действовал смело, уверенно, решительно и отважно», - говорилось в представлении бойца к ордену Славы III степени.
В Восточной Пруссии уже старший сержант Булатов отличился сначала 21 января 1945 года, причем не совсем обычным для сапера образом. В тот день он с товарищами сопровождал самоходные орудия, прорвавшиеся в тыл вражеских войск. И успел заметить трех немцев, нырнувших под показавшийся впереди мост через реку Алле. Михаил последовал за ними и обнаружил, что гитлеровцы уже запалили зажигательные трубки в установленных на опорах подрывных зарядах. Он успел вырвать эти чертовы трубки, предварительно перестреляв неудачливых «коллег» - иначе самоходкам пришлось бы искать другой путь. Да и идущим следом войскам сохраненный мост весьма пригодился. Наградой саперу стал еще один орден Славы – теперь II степени.
Пройдя с боями по Земландскому полуострову сначала в составе 39-й, а затем 43-й армии, дивизия Булатова приняла участие в штурме столицы Восточной Пруссии. Обойдя город, наступали с северо-западного направления, встретив на своем пути сильно заболоченную местность, которую еще более непроходимой делали многочисленные фортификационные сооружения немцев. При подготовке к атаке района Шарлоттенбург (современный поселок Лермонтовский в черте Калининграда) выяснилось, что единственной пригодной для танков дорогой является шоссе, связывавшее Кёнигсберг с приморским городом Раушен (теперь Светлогорск). Отделению Булатова была поставлена задача произвести инженерную разведку транспортной коммуникации, и Михаил с тремя бойцами отправился к форту №5 «Король Фридрих Вильгельм III».
Саперы надеялись, что их скроет утренний туман, но немцы сумели обнаружить группу и принялись усиленно ее обстреливать. Вскоре один из солдат был убит, двое других тяжело ранены. А Михаила пули и осколки щадили. Перевязав товарищей, он в одиночку продолжил опасный путь, выбрался на дорогу и там обнаружил замаскированные в выбоинах асфальтового покрытия авиабомбы, превращенные в фугасы нажимного действия. Практически на виду у не прекращавшего огонь противника старший сержант обезвредил сначала один «сюрприз», затем другой… Всего их оказалось 24, общим весом 2, 5 тонны. После этого по шоссе, наконец, смогла пройти наша тяжелая техника.
«Своими умелыми и решительными действиями он показал высокий пример героизма, смелости и отваги, обеспечил успешное продвижение дивизии. Товарищ Булатов достоин высшей правительственной награды – Герой Советского Союза» - значится в наградном листе.
«Золотую Звезду» и орден Ленина старшему сержанту вручил лично командующий 3-м Белорусским фронтом маршал Александр Василевский. И еще один примечательный факт. За всю войну Булатов ни разу не был ранен, что можно считать настоящим чудом – особенно если принимать во внимание его воинскую специальность.
После окончания Великой Отечественной Михаил Булатов поступил в Львовское военно-политическое училище. Интересно, что его он окончил (в 1948-м) на 9 лет раньше, чем получил, наконец, общее среднее образование в вечерней школе рабочей молодежи. В Военно-политической академии имени Ленина теперь уже офицер Булатов учился заочно. Из армии он уволился в 1973 году, в полковничьем звании, достигнув должности заместителя командира мотострелкового полка по политической части. Жить остался в Курске, где дислоцировался полк. часть. На «гражданке» бывший замполит устроился старшим инспектором по кадрам областной базы «Росгалантереи», проработав там следующие 23 года.
«Счастье – не в награде за доблесть, а в самой доблести, - объяснял ветеран на встречах с молодежью. - Если мысли об Отечестве перестают быть единственным побудительным поводом к храбрости, мужеству и другим воинским доблестям, то дух защитников постепенно истребляется, а ведь именно он составляет силу народа. Настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии».
В Кёнигсберге (уже бывшем) Михаил Булатов второй раз побывал в 2017 году. Одна из улиц города, а также средняя школа № 50 Калининграда носят имя героя.
Скончался Михаил Алексеевич 3 марта 2020 года в возрасте 95 лет.