Найти тему

Анимэ Хаяо Миядзаки об отношении людей и природы

Кадр из "Навсикая из Долины ветров"
Кадр из "Навсикая из Долины ветров"

О двух фильмах одного из моих любимых режиссёров речь.

«Принцесса Мононокэ» и «Навсикая из Долины ветров» - такие разные вроде сюжеты, но одна и та же тема поднята в этих историях.

«Принцесса Мононокэ» - вроде история о принце Аситака, убившем вепря и получившем смертельное проклятие, который в поисках спасения прибыл в другую страну, где люди отчаянно воевали с духами леса, а духов леса возглавляла девушка Мононокэ, выросшая у волков.

Кадр из "Принцесса Мононокэ"
Кадр из "Принцесса Мононокэ"

«Навсикая из Долины ветров» - будущее, где человечество едва выжило после экологической катастрофы, но до сих пор отчаянно борется с расползающимся отравленным лесом. В одном из человеческих царств Навсикая, дочь вождя, учится летать. В другом кто-то из людей пытается найти и пробудить одно из чудовищ, привёдших к катастрофе.

И везде об общении людей с природой.

Везде люди пытаются отжать у природы благ для себя.

Только в «Принцесса Мононокэ» природа ещё держится – и люди в итоге её наполовину добьют, убив главное лесное божество, а в «Навсикая из Долины ветров» природа яростно отвоёвывает пространство, убивая новые поселения людей.

Интересно и то, что Навсикая летает в небе, а Мононокэ - передвигается на волке по земле. Навсикая - девушка, на каком-то высоком уровне общающаяся с природой, путешествующая далеко и высоко. Мононокэ - та, которая жестокая и более приземлённая, за свою территорию воюет.

Цари ли люди в царстве природы или вредители?

Кадр из "Навсикая из Долины ветров"
Кадр из "Навсикая из Долины ветров"

В «Принцессе Мононокэ» победа людей принесла беду и природе, и им.

В «Навсикая из Долины ветров» попытка маленькой девочки подружиться с одним из диких представителей природы – личинкой жука – в будущем принесла подросшей Навсикае возможность выжить и выздороветь, а ещё – принести шанс выжить человечеству.

В обоих фильмах технический прогресс привёл к яростной грызне и чьей-то гибели.

Похоже, что Хаяо Миядзаки всё-таки за то, что с природой надо дружить – и это даст свои чудесные плоды, которые потом войдут в легенды.

Да, впрочем, это очень в японском стиле – жить гармонично с природой. Японцы могут дом при постройке немного загнуть, чтоб уцелело дерево. В России дерево, скорее всего, попросту срубят.

Кадр из "принцесса Мононокэ"
Кадр из "принцесса Мононокэ"

А что в фильмах Хаяо Миядзаки зацепило и потрясло именно вас?