Найти в Дзене
Беерот Ицхак

Человек из святого народа подобен Мишкану

Оглавление

«Пусть построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них» (Шмот, 25:8).

Пишет великий рав Хаим из Воложина в книге «Нефеш а-Хаим»: «Мишкан и Бейт а-Микдаш включали в себя абсолютно все силы и все миры святости… Все их комнаты, все их сокровищницы и т. п., вся их утварь, — все они были сделаны подобно тому, как устроено все мироздание… Поэтому сказано в “Мидраше Танхума”, что строительство Мишкана был равноценно созданию мира… Все, что было в Творении, было и в Мишкане.

Поэтому говорит Тора о Бецалеле: “И наполнил его дух Всевышнего мудростью, разумением и пониманием (хохма, бина и даат)”, поскольку этими тремя понятиями были сотворены все миры, как сказано: “Всевышний мудростью основал землю, установил небеса разумением”. Поэтому и сказали наши мудрецы: “Бецалель умел сочетать буквы, которыми были созданы небеса и земля”.

Поэтому человек из святого народа, который включает в себя также все устройство мироздания, и все его тайны, тоже подобен Мишкану, Бейт а-Микдашу и всей их утвари, что мы находим в связи его органов, сухожилий и всех его сил. В книге «Зоар» также приводится, что структура Мишкана и его утвари в виде намеков находится в теле человека, в строгом порядке и очередности».

Попробуем понять, что заложено в словах «Нефеш а-Хаим».

Всевышний сотворил мир. Небо и землю, деревья и камни, животных и людей, и миллиарды других вещей. У каждого творения есть определенная форма и программа, которая была заложена в соответствии с его предназначением.

Каково предназначение Творения в целом?...

читать дальше