Как участнику, эксперту, спикеру и даже разработчику программ по развитию предпринимательства, у меня накопилось, что сказать по существующей ситуации с такими программами в Тюменской области. Дальше длинный пост о проблемах развития бизнеса.
Как вы знаете, в России, да и в Тюмени есть множество организаций и программ, по развитию предпринимательства. Они в основном делятся на 2 типа. Первые – «коммерческие», работают в открытом рынке и ориентированы в основном на самих предпринимателей, цель которых улучшить показатели своих проектов. Второй тип назовем «некоммерческие», как правило, они действуют по заказу государства, заинтересованного в развитии предпринимательства в том, или ином сообществе: ВУЗе, поселке, городе, районе, регионе, стране. В Тюменской области значительная часть задач по развитию предпринимательства отдана на откуп ограниченному кругу общественных организаций, неким event-агентсвам на тему бизнеса. Это породило небольшие перекосы в работе и сейчас я о них расскажу.
Если мы оставим за скобками взрослые темы типа господдержки, то увидим, что самая распространенная форма развития предпринимательства – это ликбез. Это события, консультации, учебные программы и прочее. Но беда в том, что такой исторически сложившийся метод направлен на действующих предпринимателей и совсем новичков (высокомотивированных студентов и людей в начале карьеры). Этот подход дает довольно низкие показатели, по известным причинам: предприниматели и так берут информацию из книг, ютуба, «коммерческих» программ, так что эффективность и вклад в их развитие «некоммерческой» программы замерить сложно. Что касается новичков, юниоров, то они могут зреть очень долго, потом несколько лет находиться в стадии микробизнеса, не говоря уже о высочайшем показателе «детской смертности» среди их проектов.
Теперь предлагаю вам обратить внимание на другой подход в развитии предпринимательства: работа на открытие собственного бизнеса с топ-менеджерами компаний. Многие отделы крупных фирм по сути это уже готовые бизнесы, просто не осознавшие это. Иногда мы и так можем видеть, как талантливый руководитель отдела маркетинга или бухгалтерии уходит в свободное плавание, забирая бывшего работодателя на дистанционное обслуживание. Это естественный процесс и его можно ускорить и обезопасить. Стоит ли говорить, что отдел, превратившийся в собственный бизнес, начинает увеличивать свой оборот и если материнская компания от потери кадров не просаживается, то мы получаем суммарный прирост оборотов. Арифметика простая, а смертность проектов в разы меньше, чем от мотивационных тренингов для желторотиков.
Метафорично это можно представить как садоводство. Растения могут размножаться семенами, а могут черенкованием. Если всевозможные «Опоры России», «Деловые России», «Торговые палаты России» и другие организации, имеющие в наименовании название страны, пытаются «опылять» людей бизнес-информацией на стадии «цветов жизни», то не надо удивляться, что до появления деревьев, а уж тем более плодов пройдут десятилетия. В то время, как практика черенкования веточек от взрослых деревьев, дает нам цветущие и плодоносящие сады гораздо раньше.
Я это придумал, конечно же, не сам. На западе есть такое понятие как внутреннее предпринимательство: собственники бизнеса не дожидаясь, пока их топ менеджеры уйдут в свободное плавание, сами предлагают им возможности сделать совместный бизнес. Вот он вам рост бизнеса черенкованием. Собственник страхует себя от потери ценного сотрудника, так как получает сервис на аутсорсе, плюс получает возможности в виде доли в новом проекте. Для менеджера, ставшего предпринимателем, такое партнерство снижает риски, за счет появления якорного клиента или даже инвестора.
На уровне страны это, конечно же, не новость. Насколько я знаю, «Сбербанк» запустил даже акселерационную программу по развитию внутреннего предпринимательства для своих сотрудников. Плюс появление новых бизнесов «черенкованием» в стихийном порядке и так заметно сплошь и рядом. Мне довелось даже познакомиться с некоторыми экспертами федерального уровня, которые помогают запускать и администрировать программы по развитию такого типа бизнеса централизованно в крупных компаниях, городах и регионах. Теперь внимание вопрос. Почему бы людям, отвечающим в регионе за развитие предпринимательства также не взять этот метод на вооружение?
Да, тут может встать этический вопрос – страх собственников крупных бизнесов перед переменами. Но ведь и у топ-менеджера компании тоже может быть мечта...