Когда ты уже уверовал во Христа и стал Его учеником, то на твоём пути возникают новые задачи, а в сознании — новые вопросы и истины. Некоторые из них трудно осознать по причине прошлого опыта неверующего человека. Один из таких моментов — это подлинное присутствие Бога в собрании верующих — Церкви.
В Евангелии от Матфея 18 главе Господь Иисус объясняет некоторые истины, связанные с жизнью общины и в 20 стихе Он говорит:
где двое или трое
собраны
во имя Моё,
там Я посреди них.
С одной стороны — это чудесное обещание, но с другой,— тема для беспокойства разного рода «священноначалия», потому что делает излишним их «очень важную деятельность» и возвращает с пьедестала христианского общения в ряды просто братьев и сестёр, потому что место на пьедестале принадлежит Иному — Спасителю и Господу.
И тут, как водится есть много возражений и претензий, которые выдвигаются с тем, чтобы это обещание Господа значило что-нибудь другое, а не то, что Он довольно конкретно сказал.
Но есть и честные вопросы и на них нужно ответить.
Там Я посреди них
Οὗ γάρ εἰσιν δύο ἢ τρεῖς συνηγμένοι εἰς τὸ ἐμὸν ὄνομα,
ἐκεῖ εἰμὶ ἐν μέσῳ αὐτῶν.
(Μτ 18:20)
Это греческий текст Мф 18:20. Выражение посреди них выделено жирным. Собственно, и из русского текста всё понятно — посередине. Не в среде, а в центре.
Я уверен, что это желание Господа быть в центре собрания верующих, это одна из нитей Священного Писания. Постараюсь это продемонстрировать Писанием же.
1. Иосиф в центре поклонения
Начну с прообраза нашего Господа Иисуса — Иосифа (Бытие 37:6–7)
Он сказал им: выслушайте сон, который я видел:
вот, мы вяжем снопы посреди поля;
и вот, мой сноп встал и стал прямо;
и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.
Иосиф — общеизвестный образ Господа Иисуса, который подобно Сыну Человеческому пришёл к своим и свои поступили с ним очень дурно. Мы видим здесь круг и его центр. Иосиф принимает поклонение; Он центр.
К тому же они еще находятся в центре (ἐν μέσῳ, en meso) поля. Не удивляйтесь, что я здесь использую греческий, а не иврит. Во-первых, важно интересно увидеть, как переводчики Септуагинты по-гречески передают оригинальный смысл Писания. А во-вторых, — Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета, сделанный в период с III по I в до Р.Х.) находится в глубокой смысловой связи с Писаниями Нового Завета.
2. Скиния в центре стана Израильского
Похожую картину можно увидеть в образе стана израильтян.
Сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своём, при знаках семейств своих; пред скиниею собрания вокруг должны ставить стан свой.
(Числа 2:2)
Даже во время странствия скиния была в середине народа.
Когда пойдёт скиния собрания, стан левитов будет в середине станов. Как стоят, так и должны идти, каждый на своем месте при знамёнах своих.
(Числа 2:2)
Из наставлений, которые между прочим можно извлечь из этого места Писания, — мысль, которую пытаются противоставить учению Христа о Его присутствии посреди верующих, а именно — что не только в собраниях, но и во всей жизни мы должны служить Господу. Это безусловно так и есть. Но было бы неправильно с помощью одной истины упразднять другую, согласитесь.
Итак мы видим, что место обитания славы Сущего является центром как на стоянке, так и на всём пути народа. И всё же было бы серьёзным упущением не различать, что стоять станом, когда облако славы Сущего опустилось на скинию в центре стана — это одно, а идти «под рукою крепкою» — это всё же несколько другое.
* * *
Понятно, что это далеко не все места Писания из Ветхого Завета. Такой задачи и не было. Важно, что мы можем увидеть принцип — самое важное оказывается в центре. Так, например, дерево жизни… мы видим, что Бог насадил его в центре сада (в Септуагинте тоже en meso), а позже Ева скажет, что центре сада — дерево познания добра и зла (Быт. 2:9 и 3:3).
В случае Израиля Господь Бог ставит в центр народа Свою обитель, по сути там Он пребывает посреди них.
3. Присутствие Христа в центре собрания (церкви)
Теперь перейдём к исходному отрывку из Матфея 18:20.
Да, безусловно, Собрания, как мы его теперь знаем тогда еще не было. Но важно другое: Господь обещает быть в середине собранных. Сложно не увидеть духовную связь этого текста с другими местами Писания.
Двое или трое верующих собрались, чтобы обратиться к Отцу, но они не просто собрались помолиться. В греческом (в напоминание) мы видим предлог цели — eis to emon onoma (для, к Моему имени). И это отсылает нас к другой большой теме: место, на котором пребывает «память имени Его». Это отдельная и большая тема, поэтому здесь только две цитаты:
Сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя…
(Исход 20:24)
Во Второзаконии есть множество отсылок к теме места имени Господа.
К месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой.
Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным...
(Второзаконие 12:5–8)
Подобным образом ученики Господа могут собраться на место памяти Его имени, чтобы молиться Отцу. И подобным образом Христос обещает прийти в середину их, а благословением будет исполнение молитвы.
Ещё одна тема, которая связана с местом и жертвенником — стол (или трапеза) Господа. Писание показывает в ВЗ, что жертвенник — это и есть стол (см. Малахия 1:7). В 1 Коринфянам 10 мы видим, что христиане сидят за столом Господа. Точно также, как ученики сидели за Его столом на Вечере.
* * *
Так до некоторой степени можно убедиться, что Писание повествует о вещах и личностях, находящихся в центре внимания, поклонения. Христос совершенно чётко говорит о том, что собирается быть в середине. В моём понимании это значит, что Он собирается вместе с ними.
Вот некоторые возражения
А. Господь в действительности не подразумевал Своё присутствие, а только подразумевал одобрение.
А какие существуют для такого толкования основания? И почему выражение «там Я в центре их» должно означать нечто абстрактное (например, одобрение или благословение)? Забавно, как люди, считающие Матфея 18:20 недостаточным основанием — предлагают версии не имеющие параллелей в Писании и к тому же искажающие текст Писания.
Б. Во время земной жизни Господа существовала некая иная церковь (собрание) и Его слова из Мф 18:20 относятся к тому сообществу учеников, что ходили вслед за Господом тогда, но не к Церкви Христовой, возникшей после Пятидесятницы.
Идея безусловно красивая, почти изящная, но ооочень сомнительная. Она выглядит даже ещё более таинственной, чем идея Его присутствия теперь в собрании верующих. Ведь Он Сам был телесно на земле и ходил со Своими учениками и учил их. Зачем Ему давать такое обещание?
Хорошо, возможно, это так, но если они были рядом, то Он был Сам физически посреди них. Но если они вдруг были без Него, как это случилось в лодке в бурю, то тогда это чудо. И возникает закономерный вопрос: а зачем вам доказывать, что тогда Он мог быть в разных местах, а сейчас не может?
Тот, Кто есть Дух животворящий (1 Кор 15) может и теперь исполнить Своё обещание и прийти и благословить верных.
И невозможно не заметить странное НЕжелание, чтобы это было так. Обычно это нужно тем, у кого есть интерес сохранить свои обычаи и предания, а порой и своё неуместно центральное положение в Церкви.
В. Это мистицизм
Опасения в отношении мистицизма безусловно серьёзны. На фоне того, что в среде некоторых христиан действительно принимаются идеи, чуждые Писанию и по сути позаимствованные из языческих суеверий — осторожность в этом плане совершенно разумна.
НО у этой осторожности есть крайность — рационализм. И в этом своём проявлении он есть плод неверия. Когда человек отдаётся во власть только ума, то для него не существует ничего, что он неспособен понять.
Получается так, что предметы веры, которые мы не видим, но признаём за подлинную духовную реальность становятся предметами литературными, суть которых сводится к неким обобщениям нравственно-назидательного характера. Версия с толкованием присутствия Христа как одобрения — типичный случай.
Поэтому каждый должен исследовать и определить, что же такое мистицизм и чётко отделить его от всего таинственного (мистерион,— по-гречески это тайна), что есть в Писании.
4. Воскресший Господь в кругу Своих учеников
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
(Иоанна 20:19)
Ниже греческо-русский подстрочник этого стиха.
Οὔσης Сущего οὖν итак ὀψίας ве́чера τῇ ἡμέρᾳ [в] день ἐκείνῃ тот τῇ μιᾷ один σαββάτων, суббот, καὶ и τῶν θυρῶν дверей κεκλεισμένων закрытых ὅπου где ἦσαν были οἱ μαθηταὶ ученики διὰ из-за τὸν φόβον страха τῶν Ἰουδαίων, [перед] Иудеями, ἦλθεν пришёл ὁ Ἰησοῦς Иисус καὶ и ἔστη стал εἰς в τὸ μέσον середину καὶ и λέγει говорит αὐτοῖς, им, Εἰρήνη Мир ὑμῖν. вам.
Есть подобное место в Евангелии от Луки 24:36. И там, как и здесь используется та же мысль — Христос встаёт в середину, в центр.
Кстати, обратите внимание как Писание описывает место их пребывания. Слово «собирались» вставлено из литературных соображений. И хотя они там были, собрались туда, но это не было собранием.
Ученики потеряны и испуганы, а Господь всё ставит на место. И Он занимает должное место среди них — центр, Он в кругу их.
Друзья, в тот момент на земле также ещё нет екклессии (Собрания-Церкви), как мы её знаем сегодня. И всё же истинным остаётся желание Господа оказываться в центре Своих. Они просто были в том месте, а Он своим присутствием преобразил это унылое пребывание в общение, сосредоточенное на Нём, со всеми последующими благословениями для них. Друзья, Господь хочет быть посредине, в центре внимания и сердечного влечения Своих искупленных.
Но мы ведь все собираемся во имя Господа!
Нередко можно услышать такую реплику. Её суть такая же, как и в выражении: «Мы все — русские, православные». Или другими словами: «Зачем говорить об этом, когда мы все собираемся и всех нас благословляет Господь?»
И реплика и вопрос выявляют три сущностные проблемы:
- Убеждённость, что Господь обязан присутствовать везде, где бы ни оказались христиане.
Это проистекает из обещания Самого Господа (Евр. 13) не оставить и не покинуть верующего. Выходит такая логика, что если с мной Господь и с тобой Господь, то Он конечно с нами, если мы соберёмся.
И это верно. На личностном уровне Господь пребывает с каждым из верующих, как бы слаб он ни был. Но это не относится к Матфея 18:20 — там Господь ставит условие. Но оно упускается. Доходит до того, что в народном сознании оно исчезает и христиане цитируют его так: «где двое или трое соберутся {пропуск}, там {и} Я среди них».
- Не способность увидеть разницу между личным сопутствием христианину и присутствием Господа в конкретном месте собрания.
Этот момент в частности снимается нашим исследованием.
- Не готовностью признать факт, что есть разница между благословением и благоволением Господа.
Господь явно выставляет условия Своего присутствия. Именно Его присутствие является самым большим благословением. Большим даже, чем ответ на молитву, обещанный стихом выше.
Господь хочет не просто увидеть Своих учеников собранными, но хочет увидеть их собранными во Имя Его, чтобы Он Сам был центром их собрания.
Именно этот момент повреждён во многих общинах. Люди собираются к священникам, пасторам, братствам, той или иной христианской деятельности, но для них присутствие Господа — это просто литературный антураж, а не цель и желание. А основное их оправдание: «Ну, Господь же благословляет!» Но благоволит ли? Тут мысль рассуждающих останавливается, потому что подчас христиане неспособны идти дальше своего благополучия и комфорта.
Что же это?!
Господь приходит к вам, а к нам не приходит?
Важно отметить, что никто не смеет утверждать, что Господь Иисус приходит только к тем христианам, которые понимают эту истину. Во многих местах Писания мы видим Его влечение к Своим искупленным и, зная Его благодать, Его любовь, мы более чем уверены, что Он также и сейчас приходит в среду верующих, в каком бы состоянии они ни были.
Но мы различаем между благословением, которое посылает Господь Своим искупленным и благоволением к тому, как они поступают. Это не одно и тоже.
Мы утверждаем, анализируя принципы и обычаи наших братьев и сестёр, что они не собраны (как в этих отрывках) к имени Господа.
И ещё, и это критично: Иисус не является Господином этих встреч — их тематика и порядок определяется образом мысли и вкусовыми предпочтениями той или иной группы христиан.
5. И будет вместе с нами сила Господа
...Во имя Господа нашего Иисуса Христа, когда будете собраны вы, и мой дух с вами, и будет вместе с нами сила Господа нашего Иисуса...
(1Коринфянам 5:4, в пер. Кассиана)
Ниже греческо-русский подстрочник этого стиха.
ἐν в τῷ ὀνόματι имени τοῦ κυρίου Го́спода [ἡμῶν] нашего Ἰησοῦ, Иисуса, συναχθέντων собранных ὑμῶν вас καὶ и τοῦ ἐμοῦ моего πνεύματος духа σὺν с τῇ δυνάμει силой τοῦ κυρίου Го́спода ἡμῶν нашего Ἰησοῦ, Иисуса...
(Κορ Α 5:4)
Здесь не говорится прямо о том, что Господь лично присутствует в собрании, как хотелось бы. Нет здесь и упоминания о собрании к Его имени. Я совершенно не понимаю, что значат слова Павла: «Собранных вас и моего духа» и мой мозг отказывается видеть в этом что-то иное, нежели оборот речи.
Но при этом, друзья, мы не должны сомневаться в том, что присутствие Господа Иисуса было совершенно реальным, иначе задуманное Апостолом было бы неосуществимо.
И мне совершенно не понятна логика тех, кто считает, чтобы сила Господа Иисуса была, а Самого Господа не было. Простите меня, может я наивен и не понимаю чего-то важного, но все сторонники этой идеи должны привести очень, очень весомые доказательства из Писания.
А пока я не сомневаюсь, что коринфяне были собраны неким образом с Павлом (чтобы это ни значило) и что с ними пребывала тогда сила Господа Иисуса. Сам же акцент Павла на силе связан именно с необходимостью действовать от Его имени и Его силой. В данном случае это похоже на дисциплинарное связывание из Матфея 18 главы стих 18: «что вы свяжете...»
6. Посреди Церкви воспою Тебя
Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
(Евреям 2:12)
Ниже греческо-русский подстрочник этого стиха.
λέγων, говорящий,
Ἀπαγγελῶ Сообщу τὸ ὄνομά имя σου Твоё τοῖς ἀδελφοῖς братьям μου, Моим, ἐν в μέσῳ середине ἐκκλησίας церкви ὑμνήσω воспою σε· Тебя...
(Εβρ 2:12)
Здесь есть всё, чего требует душа.
Есть экклесия (Церковь, Собрание) и это именно та экклесия, которую мы знаем в Новом Завете. Если смотреть на время написания Послания к Евреям и на контекст, то мы видим, что Христос описан здесь как Вождь спасения, ведущий сынов, как Освящающий. Так что все возражения бессильны.
Есть Его присутствие в центре (ἐν μέσῳ, en meso) этого собрания сыновей, точно также как в Матфея 18.
А ещё здесь есть очень драгоценная мысль, которая будучи понятой действительно меняет всё. Наш Господь не просто служит Своему Отцу через церковь, Он делает это из среды церкви. Мы с вами служим в поклонении, но мы делаем это не одни хотя бы и ведомые Духом Святым, но Он Сам это делает, Он ведёт нас также в поклонении, как Он ведёт нас в славу (ст. 10).
Меняет всё. Что всё?
Для многих христиан написанное выше будет вполне приемлемо и даже обрадует и согреет их сердце. Но только до тех пор, как мы начнём через призму Его присутствия оценивать наши церковные порядки. Здесь всё сразу становится очень сложным.
Многие обычаи как в среде исторических церквей, так и среди евангельских христиан — прямо игнорируют Его присутствие и эти порядки предполагают, что человек занял место Христа и как бы от Его имени осуществляет руководство церковными собраниями. Как вы понимаете, на этом основаны притязания папства. Но подобные притязания предполагают, что Христос не может быть реально в среде собравшихся в церковь верующих и бессилен руководить им без специального человека. Думать так — значит проявлять неверие.
И всё же есть несогласные
Как известно, Апостол в Евреям 2 цитирует Псалом 21. Поэтому и здесь находятся несогласные. Они утверждают, что и это место Послания к Евреям не говорит о нормальной практике Христианской Церкви и мы можем следовать нашим устоявшимся порядкам, делать то, что нам кажется лучше, эффективнее, кажется более приемлемым и приятным нашим современникам или нам самим...
Конечно Давиду не была раскрыта истина собрания (церкви) в её полноте. Тайна природы собрания была ему не открыта. Эта тайна сохранялась вплоть до эпохи благодати и открыта Апостолам и пророкам Нового Завета.
...Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования...
(Еф 3:4–6)
И всё же Давиду было открыто, что у страдающего Мессии будет сообщество собратьев, среди которого Он будет возвещать имя Своего Бога. В еврейском тексте это слово qahal (думаю, что в русско-еврейской традиции оно известно нам как кагал — значит собрание, компания, община, множество).
Но было бы ошибкой считать, что Апостол в Евреям 2 просто повторяет за Давидом и речь идёт только о собрании в мессианско-еврейском смысле. А такой соблазн есть.
Но хотя Апостол и обращается к христианам из евреев и обсуждает с ними веру в контексте её взаимосвязи с откровениями и порядками Ветхого Завета, всё же Дух Святой уже использует цитату в свете открытой истины о Церкви и применительно к существующей Церкви. Так что, да — адресаты евреи, то есть не такие как мы, но в то же время они — христиане и они — часть Церкви Божьей по вере, а значит и эти слова Апостола справедливы для устройства и духовной природы христианских собраний вообще.
7. Поклонение вокруг престола в небесах
И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца…
(Откровение 4:4)
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец…
(Откровение 5:6)
Это небесное видение Иоанна завершает образ. Нам представлена небесная скиния, где Господь наш Иисус Христос, Агнец, почитаем вместе с Отцом и Он находится как в центре престола (en meso), так и в центре старцев (en meso). Здесь в общем-то должны отпасть сомнения в отношении слова посреди, если они были. Именно в середине, в кругу, в центре находится Агнец и там ему поклоняются небесные поклонники.
Я полагаю, что 24 старца (пресвитера) символически представляют всех искупленных. В 1 главе Откровения мы читаем, что Он соделал нас царями и священниками. Во 2 Пар. 8:14; 35:4, Луке 1:5 — мы сталкиваемся с таким явлением, как череды у священников. Если посчитать — их 24. Иными словами Давид разбил всё священство на 24 череды, а представлены они были 24 старцами — главами поколений. Так Иоанн Креститель принадлежал Авиевой чреде. Таким образом 24 старца представляют весь священнический род, что в Откровении означает всех искупленных.
Можно спорить о том, кто такие эти старцы, но трудно не увидеть в Откровении 5, что это воля Отца, чтобы Господь наш был в центре внимания, воспевания, поклонения вселенной. Что согласуется со всеми другими местами Писания, где говорится о Его главенстве или о том, что Он является причиной сотворения миров.
В заключение
В конце концов мне хотелось показать:
- что Сын Божий по воле Отца и по Своему сердечному желанию оказывается центром верных во все времена
- что Писание достаточно последовательно указывает на это
- что в Его воплощении Он приходит, чтобы стать ещё ближе к Своим, чем в дни Израиля
- что Он наш Вождь во всём: Он ведёт нас в славу, и Он в наших собраниях воспевает Отца, и это Он с нами в молитвенных собраниях (ведь Он — Параклет (как и Дух Святой) — ходатай-заступник)
- что с Ним и только с Ним и Его силой мы можем осуществлять дисциплину в Церкви (связывать или разрешать) так, что это будет в согласии с Небесами.
Для меня по этой причине вопрос Его личного присутствия в собраниях — это не вопрос сухой догматики, абстрактного мышления. Это вопрос духовной жизни и глубоко личный, сердечный вопрос.
Да, мы не знаем, как «технически» происходит Его присутствие, но отказ верить в это, стремление утвердить человеческий порядок, каким бы древним он ни был... после всего, что мы рассмотрели выше выглядит, как нечто бессердечное в отношении нашего Спасителя и Господа.
Друзья, давайте присмотримся к тому, как это бывает у нас... Не похищаем ли мы у Него то, на что Он имеет право и чего хочет?
И ещё одна мысль: вам не кажется, что если мы отдадим Ему первенство в наших собраниях, то у нас будет меньше причин разделяться и мы, наконец, найдём пути к исцелению многих разделений? Я убеждён в этом.
Денис Афонин
телеграм @AfoninDenis
Группа в facebook: https://www.facebook.com/vnedenominaciy/
Канал в telegram: https://t.me/WithoutTheCamp
Канал на Medium: https://medium.com/@brethren.moscow