Найти тему
Туту

Земля духоборов: что скрывают горы Грузии

Духоборы — маленькое и закрытое православное сообщество, которое появилось в России три века назад, но было изгнано в Грузию еще при Николае I. Их потомки сохранили уклад, традиции и до сих пор живут в очень удаленном регионе Джавахети.

Фотограф Натела Григарашвили сняла жизнь современной общины духоборов, которая мало поменялась за столетия. 

Духоборы — это маленькое православное сообщество старообрядцев. В вере они отвергают всё физическое: кресты, иконы, даже многие церемонии. При рождении и смерти, во время заключения брака они ограничиваются самыми простыми ритуалами. Духоборы говорят, что Бог есть везде и во всем, особенно в душе человека, и каждый человек сам является храмом.

Во главе общины всегда стоит духовный лидер, и очень часто этот пост занимает женщина. У них вообще не принято нарушать гендерный баланс.

Николай I выслал духоборов из России около двух веков назад. Была поздняя осень, когда они добрались до этого региона. Беженцы решили остановиться здесь, чтобы дождаться весны, а затем продолжить свой путь. По преданиям, им пришлось копать ямы в земле, чтобы пережить суровую зиму в горах. Весной, перед тем как покинуть район, лидер общины скончался. Духоборы посчитали это знаком: их путешествие закончилось, и они должны остаться здесь, в районе Джавахети. 

Они строили быт с нуля, сумели организовать общий бюджет и экономику и вскоре стали одним из самых богатых сообществ на Кавказе. Им активно помогал Лев Толстой — на его деньги построили школу, которая до сих пор работает в Гореловке и носит его имя.

-3

Всего в Джавахетском регионе они основали восемь деревень, самой большой из которых была и остается Гореловка. Духоборы считают Джавахети священной землей, называют ее «страной духоборов» и заявляют, что современная Гореловка является центром всех духоборов, разбросанных по миру. Согласно последним данным, в регионе их осталось от 700 до 800 человек.

Добраться до деревень, где живут духоборы, очень сложно. Я еду на нескольких маршрутках, пересаживаясь с одной на другую. Иногда приходится использовать такси или автостоп, потому что своей машины у меня нет. Кроме того, здесь очень суровая погода, поэтому путешествовать в Джавахети непросто.

Из-за транспорта и плохих условий это сообщество долгое время было закрыто для остального мира. Поэтому им так хорошо удалось сохранить свои традиции.

-5

Это миролюбивое сообщество, которое ценит жизнь, природу и людей вокруг себя. Грузия занимает особое место в сердцах духоборов — они считают этот регион своей священной землей. Такое же трепетное чувство у них по отношению к грузинам.

К сожалению, не многие грузины знают о духоборах, а если и знают, то очень мало. Но каждый, кто познакомится с ними и с их философией, разделит те же чувства, что и я, — они будут очарованы.

Как и другие отдаленные регионы Грузии, Джавахети переживает экономические трудности. Здесь нет работы, и местные живут только за счет своего хозяйства. У семей здесь есть маленькие фермы, несколько коров и овец — они продают молоко и другие продукты в ближайшем городишке. 

-8

Последние двадцать лет были особенно трудными для духоборов. Никто не может сказать точно, почему, но большинство из них решили вернуться в Россию. В настоящее время в Джавахети осталось около 150 семей, и большинство из них — в Гореловке. 

Новые владельцы домов, да и время, не считаются со старинной русско-украинской культурой, экстерьер и интерьер разрушаются, орнаменты утрачиваются. Я фотографирую это сообщество уже несколько лет, и каждый раз, когда возвращаюсь, там меньше духоборов и больше разрухи.

-10

Я узнала о духоборах много лет назад, и с тех пор они не покидают мою голову. Долгое время я мечтала сделать о них серию, но не все никак не хватало времени и бюджета. 

В итоге проект «Земля духоборов» начался в 2013 году и продолжается до сих пор. Я влюбилась в эти места: окружение, природу, людей. Все так мистично и очаровательно. Невозможно остаться равнодушным. Я буду навещать духоборов, даже когда закончу свой проект. 

Автор текста и фотографий Натела Григалашвили