Найти тему
СЕМЬ ХОЛМОВ

«Хлипкая бубновая дама» в доме-сказке на Пречистенской набережной

Оглавление

«На массивных дверях четвертого этажа висела картонка с надписью «Студии».

Фальк иногда заходил к Рождественским, тот показывал ему свои натюрморты и пейзажи, которые он писал из окна.

Рождественский и Фальк называли друг друга на «ты», но такой нежной дружбы, как у Фалька с Куприным, у них не было. Наоборот, они часто спорили.» (А. Фальк)

Доходный дом П.Н. Перцова, Пречистенская наб., д. 1
Доходный дом П.Н. Перцова, Пречистенская наб., д. 1

«Дом-сказка» на Пречистенской набережной известен, наверное, каждому москвичу.

Этот шедевр архитектуры русского модерна (точнее, неорусского стиля как национальной ветви интернационального модерна) построен в 1907 г. по заказу Петра Николаевича Перцова, инженера путей сообщения, мецената, просвещенного человека.

Фасады "дома-сказки" украшены майоликой. Найдете сову?
Фасады "дома-сказки" украшены майоликой. Найдете сову?

Но мало кто знает, что в 30-е годы 20 века здесь, в мансардах верхних этажей, существовало художественное «государство в государстве».

В 30-е годы 20 века здесь жила целая плеяда выдающихся художников-авангардистов, членов объединения «Бубновый валет».

В 1937 году здесь поселился Роберт Рафаилович Фальк. Получить эту мастерскую ему помогли его соратники - художники А.В. Куприн и В.В. Рождественский.

Роберт Фальк. Автопортрет
Роберт Фальк. Автопортрет

Вместе с Фальком, до самой его смерти, здесь прожила его супруга – искусствовед Ангелина Щекин-Кротова.

Преданный и близкий Фальку человек, Ангелина Васильевна всю жизнь самоотверженно сохраняла творческое наследие художника.

Благодаря ее воспоминаниям, опубликованным в 90-е годы, мы знаем подробности жизни этой художественной «коммуны» в доме Перцова.

Ангелина Щекин-Кротова, супруга Р. Фалька
Ангелина Щекин-Кротова, супруга Р. Фалька
«Из-за первой двери с дощечкой, на которой значилось: «Куприн А.В.», часто доносились тягучие звуки органа.
Александр Васильевич собственноручно собрал инструмент из разбитых частей. Он любил играть Баха, Бакстехуде и сам сочинял музыку в подобном стиле.»

Фалькам повезло – они успели пожить в остатках аутентичного интерьера, выполненного по эскизам художника Малютина.

Сергей Васильевич Малютин (автор русской матрешки, кстати) создал этот дом целиком, как единое произведение искусства – от фасадов до интерьеров.

-5

Модерну как стилю вообще свойственно представлять свои произведения как комплексный проект, придавая равное значение и дверной ручке, и облицовке фасада, и мебели внутри.

«Вестибюль сохранил свой дореволюционный вид: справа – огромное, от пола до потолка, зеркало, слева – резная вешалка черного дерева.
Широкая удобная лестница приводила к дверям квартир и освещалась днем через огромные окна из цветного стекла.»

Так было и здесь. Внутри весь дом был покрыт тончайшей резьбой – от перил лестниц, до стенных панно и потолков.

Фалька, Куприна, Рождественского А. Фальк называла «тихими бубновыми валетами».

А «громкими», по ее классификации, были Кончаловский, Машков и Лентулов.

Портрет А. Фальк. Р. Фальк
Портрет А. Фальк. Р. Фальк

«Изредка мне приходилось бывать в гостях у Кончаловских и у Лентуловых, а после смерти Ильи Ивановича Машкова я однажды посетила его вдову, Марию Ивановну.

Мария Ивановна Машкова подавила меня своим умом, практичностью и… презрением ко мне.

С сожалением глядя на меня, она сказала: «Что это за бубновая дама – больно хлипкая. Впрочем, Фальк много начудил в своей жизни».»

Ангелина Васильевна описывает интересный случай, произошедший во время празднования Дня рождения Петра Петровича Кончаловского.

П. П. Кончаловский. Автопортрет в желтой рубашке.
П. П. Кончаловский. Автопортрет в желтой рубашке.

Супруги Фальки попали уже на третий вечер празднования, где было мало престижных гостей.

«Меня посадили рядом с Дейнекой, он усердно подливал себе в бокал вина, а меня спрашивал: «Ваша нация водку пьет?» и презрительно хмыкал, когда я отвечала, что вообще ничего не пью.»

Один из гостей, художник Йогансон, увидев монографию о Сезанне, воскликнул: «Ага, не хотите расстаться со своими кумирами – французишками!»

Р. Фальк. Городской пейзаж. Вполне себе в сезанновской манере :-)
Р. Фальк. Городской пейзаж. Вполне себе в сезанновской манере :-)

На что жена Кончаловского замахала руками и стала говорить: «Мы русские, мы русские, мы суриковцы!»

Ее поддержала искусствовед Соколова, со словами «Петр Петрович – великий русский художник, он давно плюнул на Сезанна, переплюнул его и забыл о всяких французах».

Масла в огонь подлил и Дейнека, сказав, что «Сезанн в цвете кое-что понимал, а рисунка-то никакого».

А это уже П. П. Кончаловский. Сиена.
А это уже П. П. Кончаловский. Сиена.

И только супруги Фальки поддержали «залившегося краской и набычившегося» на эти выпады коллег П. Кончаловского.

«Что вы понимаете в Сезанне? – возмутился Фальк на слова Дейнеки. – Вы плакатист, и больше ничего».

«И тут я, последняя спица в колесе этого общества, вскочила и, протянув через стол бокал с вином Петру Петровичу, сказала:

«Петр Петрович, Вы замечательный художник, и Вам никого не следует оплевывать, чтобы чувствовать себя художником».

Петр Петрович широко улыбнулся и протянул мне через стол свою мощную руку. Наступило общее замешательство.

Кончаловский взял висевшую за его спиной гитару и запел по-испански. Больше меня к Кончаловским не приглашали.» (А. Фальк)

-11

Когда дом Перцова стали массово расселять, именно вдовы «Бубновых валетов» наиболее активно боролись за то, чтобы домоуправление не уничтожило этот шедевр модерна, сровняв фигурную крышу и сбив майолики с кирпичных стен.

Особенно долго сопротивлялась Н.И. Рождественская и вторая жена Куприна – Т.С. Анисимова.

Наталия Ивановна, уже согласившись переехать в предоставленную ей квартиру, умерла – не выдержало сердце.

Золотой петушок, львы и драконы на крышах дома Перцова.
Золотой петушок, львы и драконы на крышах дома Перцова.

P.S. Этот дом вообще никому не давал покоя.

Даже в эпопее Алексея Толстого «Хождение по мукам» футурист Жиров обещает, что когда они придут к власти, то первым делом сотрут с лица Москвы Кремль, Исторический музей и дом Перцова.

Было интересно? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Читайте также:

«Писающий мальчик» и «тараканы в банке»: 5 смешных прозвищ у памятников Москвы
Дом-утюг на Спиридоновке: «Дух был богемский и бестолковый. Путано, шумно, нехозяйственно – но весело"