Развитие романской архитектуры шло одновременно с ростом феодальных государств, в которых формировалось новое искусство и культура. Их правители строили замки, которые должны были стать символом несокрушимой мощи и могущества.
Эти сооружения были массивными и практичными. Они имели множество элементов, которые служили для защиты территорий. Монолитные стены, бойницы, подъемный мост – все это превращало замок в настоящего стража границ.
При этом романская архитектура постепенно отдалялась от принципов строительства, которым следовали варварские народы. В ней появляются классические элементы. Так, происходило совершенствование монументальной архитектуры.
Романский стиль сохранил характерную для нее пластичную цельность крупных масс, благодаря этому здания словно источали внутреннюю силу. Это полностью соответствовало требованиям времени.
Причем в каждой стране романский стиль в архитектуре формировался в соответствии с местными представлениями о том, как нужно строить. Общее заключалось в использовании камня в качестве материала строительства и создании крупных, тяжелых форм.
Со временем опыт замковой архитектуры перенимают монастырские комплексы и отдельные храмы. Их значение в жизни Западной Европы заметно выросло в период с XI по XIII век.
При их проектировании так же, как и в случае с замками, на первое место ставился принцип обороны. Романский храм не имел каких-либо особых украшений, это здание было простым и несколько суровым.
Оно должно было воздействовать на прихожан своей весомостью и цельностью. Башни и стены храма делали его похожим на крепость.
Но в конструкции сооружения был обозначен медленный рост вверх – эту тенденцию подчеркивала башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она являлась центром композиции.