Найти тему
Фактура текста

Книги вырастают вширь: «ReadРед» меняет подход в индустрии книгоиздания

Оглавление

ReadРед выпускает книги в электронном формате. Постгутенберговая эпоха во всей красе. Сегодня печатные версии нужны вероятнее фанатам запаха свежей книжной краски, любителям шелеста потрепанных страниц, букинистическим коллекционерам. Оглянитесь в метро, и вы увидите два типа людей: у одних в руках электронная книга, другие сквозь объемные линзы глядят за потрепанную обложку, под которой шелестит пожелтевшая бумага. Но почему книги от ReadРед дороже печатных, ведь затраты на них, казалось бы, меньше?

Прежний подход к книге определял ее как статичную фигуру — некий памятник, застывший в своей форме. Мы же создаем динамичный памятник, который не просто находится в постоянном движении, но и масштабируется.

Фото автора Caio Resende: Pexels
Фото автора Caio Resende: Pexels

Рассмотрим феномен на конкретном примере книги Елены Бахтиной "Старости нет, или как оставить доктора без работы"

Нон-фикшн литература примечательна неиссякаемостью материала. Например, если автор анализирует условную "историю скрепки", то уже на следующий день после выхода книги он найдет, что добавить. Фикшн литература использует закрытый и открытый финалы как формальный прием. Если вы завершили роман эпизодом, где герой готовится прыгнуть со скалы, читатель так никогда и не узнает, был ли сделан роковой шаг. В литературе нон-фикшн это не является принципиальным моментом (конечно, вероятны исключения).

Поэтому мы решили не только воспользоваться медиаперспективой, наполняющей книгу различными форматами. Мы придумали совместить две архаичные печатные формы под одной современной крышей: книга и журнал в ReadРед становятся единым органом, взаимопроникающими друг в друга органичными элементами единой системы. Кроме того, отмечу приятный бонус — 100 дней в году сопровождения по книге Е. Бахтиной через письма читателю на электронную почту.

Естественно, читатель все же имеет выбор: регулярно приобретать выпуски журнала или купить только книгу — единожды. Однако, судя по отзывам аудитории, именно комплекс продуктов Елены Бахтиной дает максимальный результат, к которому читатели нон-фикшн наиболее чувствительны.

При этом аудитория автора максимально вовлечена в продукт. Когда мы формировали пилотный выпуск журнала "Старости нет", мы не ожидали серьезного отклика. Однако он оказался более чем внушительным. Изначально мы рассчитывали на 30-страничный формат журнала. Читателям оказалось мало.

Книга Елены Бахтиной
Книга Елены Бахтиной

Мы решили действовать по горячим следам. И здесь еще одно преимущество "электрификации" продукта — мы можем корректировать, менять и дополнять его уже после выпуска, основываясь на конкретных результатах и фидбэке.

Получив отклик читателей, мы увеличили журнал вдвое.

В следующих выпусках мы сохранили эту практику. Идея заключается в том, что читатель изначально получает незавершенный вариант продукта. В итоге журнал меняется на его глазах — мы регулярно пополняем актуальный выпуск свежими материалами. Это могут быть аудиоответы по вопросам, которые возникают в процессе чтения. Это могут быть интерактивные задания и тесты. Это может быть банальная реклама, которая косвенно все равно обнаруживает динамику продукта.

Электронный журнал "Старости нет"
Электронный журнал "Старости нет"

Поэтому работа, заложенная в привычный книжный проект, не идет в сравнение с тем вниманием, которое получает книга в ReadРед. Мы ищем книжный успех в ее исторической, но не сиюминутной перспективе.

Вместе мы меняем облик современной литературы.

Свайпайте вверх!

Виктор Гюго в "Соборе Парижской Богоматери" говорит, что гутенберговая эпоха приходит на смену архитектуре. То, что раньше "говорил" камень, выточенный и сложенный в определенном порядке, теперь выражало напечатанное на бумаге слово (выверенное и встроенное в определенной порядок).

Сегодня бумага не нужна. Сегодня есть экран, который, постоянно меняясь сам, реформирует наши будни.

Мы успеваем ухватить экран за границу свайпа, чтобы вместе с ним перелистнуть страницу.