2019 год стал первым годом, который серьёзно поменял расклад сил среди крупнейших мировых авиапроизводителей. Сейчас уже очевидно, что из-за коронавируса серьёзные изменения продолжатся и в 2020 году. Из приведённого ниже списка в текущем году точно исчезнет один, а возможно и два производителя. Вместо них к мировой авиационной элите присоединится японский Мицубиси. Распределение мест с 3-го по 8-е также обязательно изменится по итогам текущего года. А пока рассмотрим подробнее итоги 2019 года.
1. Эйрбас (Airbus), Европа
Поставлено заказчикам: 863 самолёта
Изменение к 2018 году: +8% (+63 самолёта)
Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: +768 самолётов
Невыполненные заказы на начало 2020 года: 7482 самолёта
Прогноз развития на 2020 год: негативный
Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: позитивный
Европейский авиапроизводитель установил в 2019 году новый мировой рекорд поставок гражданских самолётов. Производитель подошёл практически к пределу своих производственных возможностей по большинству типов самолётов. До осени 2020 года Эйрбас намерен выполнить оставшиеся заказы на А-380, после чего освободившиеся цеха в Тулузе будут перепрофилированы под производство А-321, с производством которого из-за резко возросшего спроса уже не справляется завод в Гамбурге. В связи с запуском линии по сборке А-220 в США увеличатся также поставки этой модели. По самолётам А-330 и А-350 серьёзного роста поставок не ожидается. Подробности поставок за 2019 год можно прочитать тут.
Влияние коронавируса на компанию: Эйрбас на прошлой неделе приостанавливал на 4 дня заводы во Франции и Испании для проведения тестов сотрудников. На 3 недели остановлены заводы по производству крыльев в Великобритании и Германии. С 30 марта по 9 апреля остановлены заводы в Испании. Завод в Китае восстановил работу, по заводу в США данных нет. Компания отменила выплату дивидендов на 1,4 млрд. евро и зарезервировала для уменьшения последствий кризиса сумму в 30 млрд. евро. Отдельные заказчики ведут переговоры с компанией об отсрочках поставок. Массовых отмен пока не наблюдается.
2. Боинг (Boeing), США
Поставлено заказчикам: 340 самолётов
Изменение к 2018 году: -56% (-438 самолётов)
Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: -87 самолётов
Невыполненные заказы на начало 2020 года: 5519 самолётов
Прогноз развития на 2020 год: негативный
Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: негативный
Американский авиапроизводитель уже 1,5 года находится в глубоком кризисе после 2-х катастроф самолётов Б-737 MAX. Спрос падает на все типы самолётов в линейке Боинга. В январе остановлено производство самой массовой модели Б-737. Темпы выпуска остальных типов планомерно снижаются. Заказы также не растут, а только сокращаются уже более года. Особых перспектив на текущий год у Боинга не было и раньше, теперь же ситуация усугубляется с каждой неделей. Из-за торговой войны с Эйрбасом подвисла в воздухе сделка по поглощению бразильского Эмбраера. Нет свободных средств для закрытия сделки и у самого Боинга. Подробности поставок Боинга за 2019 год можно изучить тут.
Влияние коронавируса на компанию: 2 крупнейших завода Боинга в США (Рентон и Эверетт, которые обеспечивают 80% производства) с 25 марта остановили свою работу на 2 недели. Срок почти наверняка будет продлён, так как ситуация в Штатах находится на начальной стадии и развивается по экспоненте, даже хуже чем в Китае и Италии.
3. Эмбраер (Embraer), Бразилия
Поставлено заказчикам: 89 самолётов
Изменение к 2018 году: -1% (-1 самолёт)
Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: -30 самолётов
Невыполненные заказы на начало 2020 года: 338 самолётов
Прогноз развития на 2020 год: негативный
Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: негативный
Бразильский авиапроизводитель последние годы роста не демонстрирует. После продажи канадским Бомбардье Эйрбасу проекта самолёта А-220 (бывший CSeries), Эмбраер согласился на своё фактическое поглощение Боингом за сумму менее 5 млрд. долларов. Сделка должна была закрыться в 2019 году, но затянулась из-за неодобрения Европейскими властями. В текущей финансовой ситуации Боингу похоже вообще не до этой сделки. Выживать и Боингу, и Эмбраеру прийдётся в одиночку.
Влияние коронавируса на компанию: Об остановке производства компания пока не сообщала, но подтвердила что начала получать заявки от авиакомпаний об отсрочке поставок заказанных самолётов на несколько месяцев.
4. АТР (ATR), Франция-Италия
Поставлено заказчикам: 68 самолётов
Изменение к 2018 году: -11% (-8 самолётов)
Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: +79 самолётов
Невыполненные заказы на начало 2020 года: нет данных
Прогноз развития на 2020 год: негативный
Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: стабильный
В 2020 году франко-итальянская дочка Эйрбаса, выпускающая региональные турбовинтовые самолёты, впервые не опубликовала официальную статистику по поставкам за прошедший год. Особого роста компания не показывает, но является главным выгодоприобретателем от кризиса, в котором уже 5 лет находится его главный конкурент Бомбардье.
Влияние коронавируса на компанию: 19 марта ATR сообщила о закрытии своих заводов во Франции и переводе сотрудников на удалённую работу.
5. Бомбардье (Bombardier), Канада
Поставлено заказчикам: 33 самолёта
Изменение к 2018 году: -6% (-2 самолёта)
Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: -25 самолётов
Невыполненные заказы на начало 2020 года: 20 самолётов
Прогноз развития на 2020 год: негативный
Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: отсутствует, в связи с ликвидацией подразделения коммерческих самолётов
Канадский авиапроизводитель уже долгое время находится в кризисе, который усугубился после политически мотивированного отказа от сотрудничества с российской ОАК и введения драконовских пошлин со стороны США на перспективные самолёты CSeries. В итоге с 2018 года компания сворачивает свою деятельность на рынке коммерческих самолётов и занимается продажей активов. В 2018 году контроль над программой CSeries (сейчас А-220) был продан Эйрбасу за символический 1 евро. В 2019 году Бомбардье договорился с Эйрбасом о досрочном выходе из СП в проекте А-220 и продаже своей доли за 531 миллион долларов. Также в 2019 году производство турбовинтовых самолётов Q400 продано канадской компании De Havilland Aircraft of Canada за 800 миллионов долларов. Летом 2020 года распродажа завершится закрытием сделки с японской Mitsubishi Heavy Industries на продажу программы региональных реактивных самолётов серии CRJ за 550 миллионов долларов.
Влияние коронавируса на компанию: Заводы компании остановлены с 25 марта по 26 апреля.
6. COMAC, Китай
Поставлено заказчикам: 12 самолётов (неофициальные данные)
Изменение к 2018 году: +100% (+6 самолётов)
Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: нет данных
Невыполненные заказы на начало 2020 года: нет данных
Прогноз развития на 2020 год: стабильный
Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: позитивный
Официальной статистики по компании AVIC, выпускающей модернизированный вариант советского Ан-24, к сожалению нет. COMAC занимается реактивными самолётами. Пока налажен выпуск только регионального самолёта ARJ21. Сертификация среднемагистрального C919 столкнулась с проблемами и вряд ли будет окончена к 2021 году. Совместно с нашей ОАК компания также разрабатывает дальнемагистральный самолёт CR929.
Влияние коронавируса на компанию: Работа компании приостанавливалась в феврале. Совместные работы по российско-китайскому самолёту ведутся в режиме телеконференций. В марте производство вернулось к обычному режиму.
7. Де Хэвилэнд Канада (De Havilland Canada), Канада
Поставлено заказчикам: 9 самолётов (неофициальные данные)
Изменение к 2018 году: в 2018 году поставок не было
Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: нет данных
Невыполненные заказы на начало 2020 года: 3 самолёта
Прогноз развития на 2020 год: негативный
Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: стабильный
Компания выкупила у Бомбардье производство региональных турбовинтовых самолётов Dash 8-400. Особых перспектив роста спроса на эти самолёты не просматривается.
Влияние коронавируса на компанию: Производство в Канаде остановлено с 20 марта на неопределённый срок. 65% сотрудников отправлены в отпуска.
8. Объединённая Авиастроительная Корпорация (ОАК), Россия
Поставлено заказчикам: 6 самолётов (неофициальные данные)
Изменение к 2018 году: -70% (-14 самолётов)
Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: нет данных
Невыполненные заказы на начало 2020 года: 276 самолётов
Прогноз развития на 2020 год: стабильный
Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: позитивный
Временное восьмое место российского авиапрома носит исключительно технический характер. Связано это с переносом поставок 10 самолётов Суперджет 100 для Аэрофлота с 2019 на 2020 год. 5 из этих 10 самолётов поставлено Аэрофлоту в январе 2020 года. Реально выпущено за год 18 самолётов. В плановом порядке продвигается сертификация самолёта МС-21, которая будет завершена в 2020 году. Запущено серийное производство российских двигателей ПД-14 для самолёта МС-21. Продвигаются работы по разработке российско-китайского самолёта CR929.
Влияние коронавируса на компанию: Производство может быть временно остановлено из-за карантина. Однако, именно в этом году, такая приостановка не окажет критического влияния на ОАК.
Читайте также наши рейтинги по итогам 2019 года:
15 главных авиасобытий 2019 года
Аэропорты Москвы. Итоги 2019 года
Топ 10 крупнейших авиакомпаний мира 2019