Найти тему
HAPPY KELPIE

Пахотный понедельник

Пахотный понедельник — первый понедельник после Двенадцатой ночи — с незапамятных времен играл ключевую роль в жизни английских крестьян. Этот день, знаменующий начало весенних земледельческих работ, всегда отмечался с большим размахом.

     «Развлечения в Двенадцатую ночь», гравюра 1858 года, изображающая шутовские пляски вокруг плуга. Источник: Википедия.
«Развлечения в Двенадцатую ночь», гравюра 1858 года, изображающая шутовские пляски вокруг плуга. Источник: Википедия.

Самые ранние упоминания связанных с праздником обычаев относятся к пятнадцатому веку и описывают возжигание «пахотных огней» в местных церквях. Так назывались особые свечи, которые непрерывно горели во здравие и благоденствие пахарей и фермеров. Помимо этого, в церкви так же размещался «общий» или «сельский» плуг, который могли взять напрокат те, кому обзавестись собственным было не по карману. Присутствие его так же служило знаком, что здесь фермер может заказать молебен о будущем урожае или попросить священника благословить его плуг на добрую службу. В некоторых приходах имелись целые пахотные гильдии, задачей которых был сбор средств на поддержание пахотных огней. С начала пятнадцатого века поступают свидетельства, что с этой целью «общий» плуг возят по окрестностям. В «О нищих и богатых»¹(1405-1410) упоминаются люди, что «возят плуги вкруг огня дабы получить добрую удачу», а в приходских записях из Дарема от 1413 года встречаются 4 пенса для «людей, что тащили плуг». Начиная с 1460 года в церковных книгах регулярно попадаются отсылки к пахотным огням и плугам, однако стоит заметить, что эти свидетельства крайне ограничены территориально и встречаются только в графствах Восточного Мидлендса — Линкольншире, Кембриджшире, Нортгемптоншире, Эссексе, Саффолке и Норфолке — и нигде за их пределами. В эпоху Реформации «пахотные огни» попадают под запрет как «суеверие», сбор средств и праздничные традиции начинают увядать и со временем почти начисто исчезают.

Однако с конца восемнадцатого века наблюдается новый всплеск свидетельств о различных обрядах, связанных с перетаскиванием плуга и празднованием пахотного понедельника. Правда, в новом воплощении они приобрели глубоко мирской характер, предельно далекий от прежних духовных нужд. Не вполне понятно, явились ли новые традиции прямым наследием старинных ритуалов, возрождением забытых порядков или же новомодным веянием, но свидетельств о том, что в пахотный понедельник по окрестностям возят плуг, в это время возникает очень много. Расширяется география празднования: хотя основная часть свидетельств поступает по-прежнему из восточных графств, отдельные сообщения доходят теперь и из соседнего Йоркшира, Дербишира и Нортумберленда. Люди, что возят плуг, всплывают в источниках под самыми разными именами: «тягловые быки», «тяжеловозы», «пьянчуги плуга», «плуговые черти» и т.д. Разнятся и сведения о том, чем они промышляют – от простого вождения плуга по окрестным дворам, до песен, плясок и даже разыгрывания импровизированных пьес с применением полевого инвентаря. Праздничные мероприятия описываются очень разнообразно и в самых ярких красках: с участием шутов, мужчин, переодетых женщинами, с лицами, раскрашенными в черный и красный цвет, облаченных в пестрые наряды, расшитые ленточками и набитые соломой – однако объединяет их всех единая цель – сбор подаяний. В «Воспоминаниях Годманчестера» около 1850 г. Ф.У. Берд пишет:

«В Годманчестере [что в Хантингдошире] пахотный понедельник всегда был впечатляющим событием. Перемазав лица сажей, переодевшись в женщин, суровые фермеры гордо вышагивали по улице. Но словно мало им было безумных нарядов, жутких черных морд, соломы, набитой под одежду и торчащей из рукавов и из-за пазухи, искажавшей пропорции и превращавшей стройных рослых парней в уродливых горбунов… За собой они тащили деревянный плуг, и не менее расфуфыренные, вызывающе разодетые их товарищи с коробками для сбора денег замыкали это странное шествие. Процессия обходила все приметные дома в деревне, собирая свою «дань»; обирали и прохожих, кому не повезло перейти «плуговым чертям» дорогу. Поговаривали, что если поскупиться на звонкую монету для плуговозов, те из мести перепашут тебе двор вдоль и поперек своим плугом, а потом уйдут восвояси, как ни в чем не бывало, однако в Годманчестере подобного не случалось отродясь».

Отношение современников и свидетелей ожившего обычая к «плуговозам» так же предельно разнилось – от восторженного изумления любителей старины, жаждавших возродить полузабытые ритуалы древности, до воинствующего противоборства со стороны поборников порядка, которые видели в пахотном понедельнике очередной повод для пьянства и дебоша, а в его участниках – лишь хулиганов да бандитов. Среди всех календарных праздников, сопровождавшихся колядками и «посещением домов», в девятнадцатом веке пахотный понедельник вызывал наибольший общественный резонанс – возможно, из-за размера колядующих групп, нередко собиравших по двадцать и более человек, а возможно из-за того, что в большинстве своем это были рослые молодые парни. Даже если «плуговозы» были настроены мирно и никому не грозили суровым возмездием за скупость и недружелюбие (что, несомненно, происходило нередко и угрозами не ограничивалось), по сути они оставались ватагой крепких молодых мужчин, обезличенных масками, разгоряченных алкоголем и несомненно одержимых жаждой большего. К концу девятнадцатого века английская пресса, магистраты, полиция, англиканская церковь, пасторы-диссиденты и прочие столпы общества ополчились на местные порядки, и всех «плуговых чертей» удалось приструнить либо извести на корню. В некоторых уголках Англии обычай все-таки дожил до наших дней, но в куда более скромной и социально приемлемой форме, наподобие того, как в 1926 году докладывает из Бедфордшира журнал «Фольклор»:

«Пахотный понедельник: в этот день все мужчины, юноши и мальчики, что работают на фермах, рядятся в разные чудные обличья и маски и бродят по улицам, потрясая пустыми жестянками и выкрикивая: «Подайте бедным пахарям монетку или две!» Они стучатся в двери соседних домов, и если их впускают, исполняют песню или танец, надеясь взамен получить немного денег, пива или вина».

Упадок традиционного сельского хозяйства и тотальная механизация предельно сократили количество пахарей, непосредственно трудящихся на земле, и в конечном счете дни «плуговых чертей» были сочтены.

     Современные плуговозы на праздновании пахотного понедельника в Балшеме, Кембриджшир, 2019 год. Источник: eclecticeden.
Современные плуговозы на праздновании пахотного понедельника в Балшеме, Кембриджшир, 2019 год. Источник: eclecticeden.

__

¹ Dives and Pauper (англ., XV век)— примечания к Десяти заповедям, составленные в форме диалога между богачом и бедняком, образчик средневековой английской католической богословской литературы.

Источник:

The English Year by Steve Roud (Penguin Books Ltd., London, 2008).

Перевод Милады Леоновой специально для Happy Kelpie.

Прочесть о других традициях пахотного понедельника и песнях, танцах и прочих занятиях «плуговых чертей» также можно в нашем переводе английской статьи о молли. Молли — это моррис из Восточной Англии, который «плуговые черти» по традиции исполняли во время обхода домов в пахотный понедельник.

Happy Kelpie исполняют Mucky Porter, авторский танец молли британской команды Ouse Washes Molly Dancers.