Найти тему
ART-кафе

Кустодиев — художник праздника и русского веселья.

Оглавление

Кустодиев — художник, творчество которого тесно связано с национальным чувством.


Борис Кустодиев, Автопортрет, 1912.  Зимой 1912 года в Петербурге Кустодиев заканчивает свой автопортрет по просьбе министра народного просвещения Италии Луиджи Кредаро, выразившего в письме художнику желание дополнить коллекцию галереи Уффици автопортретами «ныне живущих больших художников». Кустодиев стал третьим русским художником, удостоенным такой чести, после Ореста Кипренского и Ивана Айвазовского; предложение также поступало Валентину Серову и Илье Репину, но они не откликнулись. После выставки в Дрездене в первых числах мая 1913 года, портрет был подарен Кустодиевым для Галереи автопортретов в галерею Уффици во Флоренции, в запасниках которой и хранится в настоящее время.
Борис Кустодиев, Автопортрет, 1912.  Зимой 1912 года в Петербурге Кустодиев заканчивает свой автопортрет по просьбе министра народного просвещения Италии Луиджи Кредаро, выразившего в письме художнику желание дополнить коллекцию галереи Уффици автопортретами «ныне живущих больших художников». Кустодиев стал третьим русским художником, удостоенным такой чести, после Ореста Кипренского и Ивана Айвазовского; предложение также поступало Валентину Серову и Илье Репину, но они не откликнулись. После выставки в Дрездене в первых числах мая 1913 года, портрет был подарен Кустодиевым для Галереи автопортретов в галерею Уффици во Флоренции, в запасниках которой и хранится в настоящее время.

Борис Михайлович Кустодиев — яркий, самобытный художник, чьи жизнеутверждающие произведения насыщены глубоким национальным чувством. Его творчество тесно связано с народным искусством. Большинство картин художника ассоциируются с лубком, вятской расписной игрушкой.

Недаром в одном из автопортретов (1912 г., Уффици) он изобразил себя продавцом пёстрых игрушек — петухов, коньков, кукол.

Борис Кустодиев, Купчиха за чаем, 1918.
Борис Кустодиев, Купчиха за чаем, 1918.


Многогранный талант Кустодиева проявился во многих видах изобразительного искусства. Живописец и рисовальщик, он был бытописателем, выдающимся портретистом, иллюстратором произведений русской классической литературы, театральным художником, пробовал свои силы в скульптуре.


Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Впечатления детства оставили глубокий след в душе будущего художника: и дома, и на улице он постоянно наблюдал сцены провинциальной жизни с тихими, серыми буднями и яркими, праздничными гуляньями.

Борис Кустодиев, Утро, 1904.
Борис Кустодиев, Утро, 1904.

Большой интерес у девятилетнего мальчика вызывала приехавшая в Астрахань передвижная выставка, где были показаны картины Репина, Сурикова, Крамского, Поленова, Шишкина и других русских художников.


Учёба в Академии художеств.


С 1894 года Кустодиев начинает серьёзно заниматься живописью у П. А. Власова и через два года поступает в Академию художеств. Вскоре его учителем становится И. Е. Репин, влияние которого на молодого художника во многом определило дальнейший характер творчества Кустодиева.

Борис Кустодиев, портрет художника И. Я. Билибина, 1901.
Борис Кустодиев, портрет художника И. Я. Билибина, 1901.

Учителя и ученика сближали любовь к бытовому жанру, к национальным особенностям русской жизни, живой интерес к человеку.


В Академии Кустодиев пишет ряд композиций на темы из русской истории. Но первый успех ему принесли работы в области портретной живописи. В 1901 году он исполнил портрет художника И. Я. Билибина.

Тонкая психологическая характеристика, смелый широкий мазок, уверенно выявляющий форму, гармоничное сочетание белого и чёрного, острый, изящный силуэт делают это произведение одним из лучших в творчестве Кустодиева. Не случайно портрет был отмечен золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене.

Борис Кустодиев, портрет  З. Е. Прошинской, 1901.
Борис Кустодиев, портрет З. Е. Прошинской, 1901.


В Академии проявилась у Кустодиева и любовь к рисунку. Особенно много он работает углём. В портрете З. Е. Прошинской скупыми графическими средствами художнику удалось создать живой, обаятельный образ.

Первые самостоятельные творческие шаги.


Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом-картиной «Торжественное заседание Государственного Совета».

И. Е. Репин Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года
в честь столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903
И. Е. Репин Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903

Более двух лет трудился Кустодиев под руководством Репина над созданием этого монументального полотна. Им были написаны около двадцати подготовительных этюдов и правая часть самой картины.


Летом, в каникулы, Кустодиев обычно отправлялся в путешествие по стране и привозил множество этюдов и зарисовок с натуры. Особенно важной для его дальнейшего творчества оказалась поездка по Волге 1901 года.

Борис Кустодиев, Ярмарка, 1906.
Борис Кустодиев, Ярмарка, 1906.

С тех пор Кустодиев навсегда очарован Волгой, приволжскими городами с их устоявшимся бытом, своеобразными нравами и обычаями, обильными базарами и ярмаркам, суетой на пристанях, тихими заросшими травой улочками и пустынными площадями.


В 1902 году Кустодиев приступил к выполнению картины на звание художника «Базар в деревне». В этой первой, большой самостоятельной работе уже проявилась характерная для его дальнейшего творчества особенность — пристрастие к красочной, праздничной стороне русской жизни.

Борис Кустодиев, Гулянье на Волге, 1909.
Борис Кустодиев, Гулянье на Волге, 1909.

Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!