Кустодиев — художник, творчество которого тесно связано с национальным чувством.
Борис Михайлович Кустодиев — яркий, самобытный художник, чьи жизнеутверждающие произведения насыщены глубоким национальным чувством. Его творчество тесно связано с народным искусством. Большинство картин художника ассоциируются с лубком, вятской расписной игрушкой.
Недаром в одном из автопортретов (1912 г., Уффици) он изобразил себя продавцом пёстрых игрушек — петухов, коньков, кукол.
Многогранный талант Кустодиева проявился во многих видах изобразительного искусства. Живописец и рисовальщик, он был бытописателем, выдающимся портретистом, иллюстратором произведений русской классической литературы, театральным художником, пробовал свои силы в скульптуре.
Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Впечатления детства оставили глубокий след в душе будущего художника: и дома, и на улице он постоянно наблюдал сцены провинциальной жизни с тихими, серыми буднями и яркими, праздничными гуляньями.
Большой интерес у девятилетнего мальчика вызывала приехавшая в Астрахань передвижная выставка, где были показаны картины Репина, Сурикова, Крамского, Поленова, Шишкина и других русских художников.
Учёба в Академии художеств.
С 1894 года Кустодиев начинает серьёзно заниматься живописью у П. А. Власова и через два года поступает в Академию художеств. Вскоре его учителем становится И. Е. Репин, влияние которого на молодого художника во многом определило дальнейший характер творчества Кустодиева.
Учителя и ученика сближали любовь к бытовому жанру, к национальным особенностям русской жизни, живой интерес к человеку.
В Академии Кустодиев пишет ряд композиций на темы из русской истории. Но первый успех ему принесли работы в области портретной живописи. В 1901 году он исполнил портрет художника И. Я. Билибина.
Тонкая психологическая характеристика, смелый широкий мазок, уверенно выявляющий форму, гармоничное сочетание белого и чёрного, острый, изящный силуэт делают это произведение одним из лучших в творчестве Кустодиева. Не случайно портрет был отмечен золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене.
В Академии проявилась у Кустодиева и любовь к рисунку. Особенно много он работает углём. В портрете З. Е. Прошинской скупыми графическими средствами художнику удалось создать живой, обаятельный образ.
Первые самостоятельные творческие шаги.
Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом-картиной «Торжественное заседание Государственного Совета».
Более двух лет трудился Кустодиев под руководством Репина над созданием этого монументального полотна. Им были написаны около двадцати подготовительных этюдов и правая часть самой картины.
Летом, в каникулы, Кустодиев обычно отправлялся в путешествие по стране и привозил множество этюдов и зарисовок с натуры. Особенно важной для его дальнейшего творчества оказалась поездка по Волге 1901 года.
С тех пор Кустодиев навсегда очарован Волгой, приволжскими городами с их устоявшимся бытом, своеобразными нравами и обычаями, обильными базарами и ярмаркам, суетой на пристанях, тихими заросшими травой улочками и пустынными площадями.
В 1902 году Кустодиев приступил к выполнению картины на звание художника «Базар в деревне». В этой первой, большой самостоятельной работе уже проявилась характерная для его дальнейшего творчества особенность — пристрастие к красочной, праздничной стороне русской жизни.
Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!