"Если вы хотите получить превосходные советы о том, как обращаться с людьми, управлять самим собой и совершенствовать свои личные качества, - сказал однажды Дейл Карнеги, - прочтите автобиографию Бенджамина Франклина - одну из самых увлекательных историй жизни". Портрет Бенджамина Франклина, одного из величайших деятелей в истории, знаменитого печатника и писателя, прекрасного ученого и плодовитого изобретателя, видели все. Достаточно лишь взглянуть на стодолларовую купюру. Но как он достиг этого? Он был пятнадцатым ребенком из семнадцати детей в не самой богатой семье. Но это не помешало ему скрепить своей подписью (единственному!) все три основные документа США: Декларацию независимости, Конституцию и Версальский мирный договор 1783 года. Своей жизнью он показал всем, что наше развитие целиком и полностью всегда зависит от нас. Давным-давно мне в руки попалась замечательная книга «Время – деньги», это его автобиография, в которой он честно рассказывает о своих способах достичь величия, о трудностях, с которыми он сталкивался, об ошибках, которые он совершал. Он говорит о том, как нужно работать над собой, какие приемы оказались для него эффективны. Попробую и я воспользоваться разработанным им методом. В чем же он заключается? Для более точной передачи смысла я приведу отрывок из его книги:
«Примерно в это же время у меня зародился смелый, даже дерзостный план: достичь морального совершенства. Я хотел жить, не совершая грехов и проступков; решил побороть все то, на что меня толкала либо врожденная склонность, либо привычка, либо чужие примеры. <…> Наконец я пришел к заключению, что одного умозрительного убеждения, будто в наших интересах быть безупречно добродетельным недостаточно для того, чтобы оградить себя от повторных падений, и прежде чем успокоиться на мысли, что отныне поведение твое будет неизменно правильным, необходимо избавиться от скверных привычек, приобрести благие привычки и утвердиться в них. И для этого я выработал некий способ. <…> В тринадцать рубрик я включил все, что в то время казалось мне необходимым и желательным, присовокупив в каждом случае краткое наставление, из которого явствовало, как я ту или иную добродетель понимал. <…> Так как намерением моим было сделать все эти добродетели привычными, я решил не рассеивать моего внимания, пытаясь овладеть всеми сразу, но сосредоточивать его одновременно лишь на одной; овладев же ею, переходить к следующей и так далее вплоть до тринадцатой; <…> А затем, понимая, что мне понадобится ежедневно себя проверять, я выработал для такой проверки следующую методу.
Я смастерил книжечку, в которой отвел по странице для каждой добродетели. Каждую страницу я разлиновал красными чернилами на семь столбцов, обозначив их начальными буквами дней недели. А поперек этих столбцов провел тринадцать красных линий, расположив в начале каждой из них первую букву одной из добродетелей, с тем чтобы в нужной клетке отмечать черной точкой все случаи, когда при проверке окажется, что в такой-то день я погрешил против такой-то добродетели.
Я решил в течение недели уделять исключительное внимание какой-нибудь одной добродетели. Так, в первую неделю я особенно старался не погрешить против Воздержности, об остальных же добродетелях заботиться лишь попутно и только отмечая каждый вечер проступки минувшего дня. Мне казалось, что если в первую неделю удастся сохранить без пометок первую строку, обозначенную В., то в следующую неделю я могу распространить свое внимание и на вторую и уже в ближайшую неделю обе первые строки останутся без пометок. .»
Попробую и я его метод на себе, посмотрим, работает ли он на других людях ?