Сказка Юрия Олеши «Три толстяка» знакома нам с детства. Ребёнок не оценивает критически описываемую в сказках реальность, для него она целиком задаётся автором (или рассказчиком) и вопросов не вызывает. Но перечитав книгу, нельзя не удивиться не техническим чудесам, вроде куклы-андроида или железного сердца (заметим, именно техническим, но не магическим, что для сказки было бы естественней), а крайне странному социальному устройству страны Трёх толстяков.
Начнём с того, что хотя олигархии в истории известны, и три монополиста (по тексту, один контролирует рынок продовольствия, второй — энергоносители, а третий производство конструкционных материалов) в принципе могли бы прийти к власти. Но со времён древнего Рима известно — триумвират долго не держится, очень быстро ситуация скатывается к гражданской войне между триумвирами. Кстати, толстяки в книге не имеют собственных имён, в тексте их просто называют «первый (второй, третий) толстяк». Кроме того, в тексте нет никаких следов соперничества между тремя правителями. Они не просто понимают друг друга с полуслова, практически как братья-близнецы, но ещё и не строят козней один против другого. Между олигархами подобная идиллия невозможна в принципе.
Далее, у толстяков есть наследник, но нет семей. Вообще никаких — ни жён, ни отцов, матерей, дядьев, племянников и т.д. Кем им приходится наследник Тутти и почему он один на всех — не поясняется. Ситуация с общим наследником также совершенно нереальна. Попробуйте уговорить глав двух промышленных империй не просто объединить капиталы посредством брака их детей, но назначить одного совместного наследника, причём приёмного! А тут даже не два, а три олигарха. Наследник вызывает не меньше вопросов. У него «железное» искусственное сердце. Допустим, пришлось заменить им неизлечимо больное собственное. Но зачем было выбирать настолько болезненного наследника? Его воспитанием толстяки не занимаются вовсе, в итоге он закономерно связывается со всякими асоциальными элементами. Но страннее всего его кукла.
Кукла наследника Тутти по сути заменяет ему родную мать, всех прочих близких, да и друзей заодно. Причём изображает она не взрослую женщину, что было бы вполне объяснимо, а его девочку-подростка. Кем может вырасти мальчик, у которого круг общения в период взросления сводится к манекену противоположного пола? Кем угодно, но не профессиональным управленцем или политиком. Вряд ли он вообще сможет сколько-нибудь конструктивно общаться с людьми, скорее станет закоренелым социофобом. В любом случае, родного ребёнка так не растят, Тутти для толстяков явно чужой человек. При этом обладающий какими-то правами на престол, вполне возможно он наследует некоей династии, которая прервалась во время возникновения олигархии толстяков.
Не менее загадочные персонажи — учёный Туб и доктор Гаспар. Они прямо и непосредственно связаны с Тутти: Тубу велели сделать ему железное сердце, а Гаспару приказывают починить его куклу. Что интересно, оба задания учёные откровенно саботировали. Гаспар куклу не починил, а Туб ставить Тутти железное сердце отказался. Но куклу сделал именно Туб! Отказался лечить, но сделал механический манекен в виде девочки пубертатного возраста — занятно, не правда ли? Ещё интереснее, что когда его за отказ в операции на сердце наследника поместили на 8 лет в железную клетку, он «превратился в существо, напоминающее волка, — полностью оброс шерстью, у него появились клыки». Очень напоминает Сириуса Блейка, который в Азкабане выжил в заключении именно благодаря способностям оборотня.
Можно выдвинуть много версий, объясняющих все эти странности. Моё предположение — страна толстяков стала полигоном для бесчеловечных биологических, генетических, технических и социальных экспериментов. Три толстяка на самом деле клоны кого-то из предыдущих правителей. Из-за гормонального дисбаланса (технология клонирования ещё не была отработана), у них проблемы с лишним весом и бесплодием. Зато они понимают друг друга в буквальном смысле как самого себя. Можно даже сказать, что «Три толстяка» на самом деле одна интегральная личность, Hivemind, коллективный разум.
Одним из смелых экспериментаторов, безусловно, был учёный Туб. Ставил опыты он в том числе и на себе, что и сделало его оборотнем. При этом он полностью утратил остатки человеческой морали: отказался спасать жизнь малолетнему ребёнку, при этом за государственный счёт сделал себе андроида для удовлетворения порочной страсти к неполовозрелым девочкам. Пришлось его изолировать от общества, андроида же конфисковали и отдали тому самому ребёнку, которого Туб не стал спасать, в качестве своего рода моральной компенсации.
К концу повествования искусственный социум страны толстяков явным образом идёт в разнос. В нём полно всяких экстремистов, даже не особо скрывающихся. Гвардия устраивает попытку переворота, учёные (на которых, как и положено в эксперименте, всё и держится на самом деле) обманывают власти и подменяют биороботов живыми детьми. Наследника шантажируют, угрожая ему, что если власти не отпустят схваченных мятежников, кукла окончательно сломается. В общем, деструктивные элементы вовсю бесчинствуют и этот бардак заканчивается революцией. После которой юный Тутти вынужден, чтобы добыть себе пропитание, выступать в цирке на потеху публике. А у власти оказываются клоуны, в самом буквальном смысле. Смелый эксперимент явным образом закончился провалом, даже более эпичным, чем попытка профессора Преображенского создать нового человека в повести Булгакова «Собачье сердце», написанной в эти же годы.