Найти тему

Литературная рецензия на поп-песню «Девочка-смартфон» | Сергей Дедович

В шаверменном заведении в районе Садовой мне довелось услышать композицию из разряда современной российской поп-музыки. Припев звучал следующим образом:

«Девочка, возьми свой телефон!
Девочка, сними себя в альбом!
Ты для нас одна на миллион,
Девочка-смартфон!»

Признаться, поначалу я подумал, что на музыку положили что-то неизданное из позднего Тютчева: тот же приятно игривый слог и незатейливая живость строфы. Только последняя строка со смелым усекновением привычного ритмического рисунка заставила усомниться. На поверку оказалось, что текст данной композиции, которую исполняет певец по имени Brandon Stone, написан современным поэтом по имени Мария Кричевская. Преклоняясь перед уровнем мастерства, я понял, что не могу не рецензировать эту выдающуюся работу.

Девочка Смартфон
Музыка: Brandon Stone
Слова: Мария Кричевская

«Когда она со мной по городу идёт,
Навстречу улыбается народ,
Она – картинка из журнала мод,
Она – моя награда!»

С первых же строк автор устами лирического героя погружает нас в сладостную негу прогулки по городской улице в компании со спутницей, обладающей выдающейся красотой. По первым строкам нетрудно сделать вывод, что герой, подобно Павлу I, предпочитает дионисийское начало аполлоническому. Девушка оценивается прежде всего и исключительно по внешней красоте, воспринимается как награда с притяжательным местоимением «моя», из чего можно сделать вывод, что герой:

1. Верит в карму.
2. Рассматривает женщину, как нечто присущее мужчине (возможно, не только, но в том числе).

«Стреляет глазками моя голубка,
На тонком каблуке и в мини-юбке,
И все мужчины мысленно как будто
Ей вдогонку говорят:...»

Голубка – тонкая отсылка одновременно и к лирике российского романса и российского шансона (выстрелы глазами, впрочем, тоже могут относиться к обоим направлениям), а также символ мира и духа. Тонкий каблук – скорее всего, дань уважения женщине как носительнице красоты, тем сильнее рискующей, чем на более высокий уровень эта красота поднята: солнце ближе, падать больнее, каблук тоньше: как поверхностное натяжение отрываемой от массы воды капли – того и гляди тонкая связь прервётся, предугадать этот момент почти невозможно, риск растёт экспоненциально с каждым миллиметром, связь тончает. От восхищения спутницей герой переходит к теме эмпатии, здесь – попытки прочтения чужих мыслей, что переводит произведение в совершенно новое измерение (голова кругом!). Итак, о чём же (как будто) мысленно говорят мужчины:

«Девочка, возьми свой телефон!
Девочка, сними себя в альбом!
Ты для нас одна на миллион,
Девочка-смартфон!»

Разберём уже знакомый припев. Телефон здесь – не только знак современности, но и средство связи, а значит, символ связи вообще – снова выход в новое измерение! Девочка – обратите внимание, не женщина, не девушка, а именно девочка. Что это? Тяга к набоковскому эстетизму или же тончайшая отсылка к теме девы Марии, где телефон и связь – это точка отправления во всеединство? «Ты для нас одна на миллион» – подтверждает, скорее, первое, поскольку второе, скорее, подтвердилось бы строкой «одна на семь миллиардов». Но вот снова это внезапное, как молния, как китовый фонтан «Девочка-смартфон!» Этой строкой поэт всё переворачивает с ног на голову, задаёт единство девочки и связи, девочка становится связью, а связь – девочкой, большая система, вневременная и внепространственная четырёхмерная грибница, женское начало как сама информация, мать как матрица, как первородная энергия, которая только потом становится материей, задав себе определённую частоту. Далеко же ты шагнула, русская поп-музыка, пока мы скучали в консерваториях!

«Ну, давай же, снимай скорее!
Ну, давай же, нажимай смелее!
Улыбайся и фантазируй!
Давай, фотографируй!
В одиночку или в обнимку
Сделай много красивых снимков
Ну, давай!»

Лирический герой песни видит в умах встречных мужчин не просто восхищение его спутницей. Он видит в каждом из них сверхчеловека, избравшего способом существования созерцание, а высшей формой удовлетворения – не удовольствия плоти, а эстетический экстаз. Нетерпеливые и напористые, но лишь на первый взгляд, мужчины жаждут не эротического соития, но созерцания, поскольку принимают всеединство как высшее проявления Сверх-Я, где либидо становится абсолютно условным, а мортидо – зацикливается на себя (смерть убивает смерть!). Мыслимо ли?! Теперь да!

«Когда она в кафе за столиком сидит,
Притягивает взгляды, как магнит,
Но не даёт она любовь в кредит,
Она – моя победа!»

Магнетизм приводит нас к теме гравитации как первородной движущей силы, любви как таковой. Она сидит в кафе за столиком, при этом играючи повелевая вселенной – каково? Довлатов писал: «У Бога добавки не просят». Кричевская будто чеканит обратную сторону этой монеты: «Не даёт она любовь в кредит». Люди должны служить, а потом, может быть, получать; отдавать, а потом, может быть, брать, но не наоборот. Какой удар по потребительскому и ипотечному кредитованию! Релиз композиции состоялся летом 2019. Теперь понятно, почему среди россиян осенью прошёл спад интереса к кредитам – многие просто-напросто познали истинную сущность взаимодействия человека и вселенной! В конце строфы – утверждение ранее затронутой темы награды, на этот раз с упоминанием её предтечи – победы. Она – победа и Она – награда. Что ж, кто знает, может быть, и битва тоже Она?

«Виляет бёдрами такая зайка,
В коротких шортах и прозрачной майке,
А ей мужчины вслед бросают лайки
И с восторгом говорят:...»

Виляет бёдрами – очевидно, вибрации первородной энергии, зайка (или зая) – мощнейший в силе и краткости символ близости и притяжения в современных межполовых отношениях, короткие шорты – быстротечность человеческой жизни, прозрачная майка – очевидность и красота истины, скрытой лишь тонкой пеленой иллюзии (Майя, Сансара). Мужчины бросают лайки – преобразуют эротическую любовь в эстетическую, делают осознанный выбор в сторону – а теперь приготовьтесь – аполлонического! Понимаю, как вы удивлены, ведь в начале песни мы были уверены, что герой – приверженец дионисийского. Но после твиста в последних строках становится очевидно: это была ловушка! Поэт Кричевская ловко поймала в свои сети незадачливых дионисийцев, игриво провела их закоулками дихотомий, искусно усыпляя их бдительность трюизмами и время от времени упоминаемыми мини-юбками и бёдрами, а в конце просто достала катану и расправилась с ними всеми одним махом, показав возможность мгновенного перехода в созерцание, дав понять, что грех – лишь уход от нормы с неминуемой обратной реакцией, а первородный грех – это шанс принять удар на себя, проявить жертвенность, дабы создать игру с ненулевой суммой для всех окружающих! А вы говорите, русская попса поверхностна! Да тут таинство в каждом бите!

Об авторе

Сергей Дедович, г. Санкт-Петербург, контент-продюсер, шеф-редактор независимого издательства Чтиво.

Сергей Дедович, фото Игоря Куприянова
Сергей Дедович, фото Игоря Куприянова