Вторым по значению праздником зимнего цикла является Новый год (New Year), который у шотландцев, как отмечалось выше, имеет даже большую популярность, чем рождество.
В средние века у англичан и шотландцев Лоуланда новый год начинался 1 марта, а у всех кельтских народов 1 ноября. С 1600 г. у шотландцев и с 1752 г. у англичан начало его было перенесено на 1 января, и, таким образом, празднование Нового года было включено в общий святочный цикл. С упрочением праздника многие обряды, ассоциировавшиеся раньше с рождеством и крещением, стали соблюдаться в день Нового года, поэтому подчас разграничить новогодние и рождественские обряды бывает трудно.
Новогодние приметы и поверья
Первый день нового года является четким рубежом между недавним прошлым и тем таинственным будущим, которое ожидает человека в наступающем году. Именно с этим днем было связано много примет и поверий, различного рода гаданий, с помощью которых люди стремились предугадать будущее, старались уберечь себя и свое имущество от действия злых сил, от разных несчастий.
Фермеры замечали погоду первых 12 дней января, так как верили, что каков день, такова будет и погода в соответствующий ему по порядку месяц. Дождь в утро Нового года предвещает плохой, неурожайный год. Пытались также определить, каков будет урожай, по очертанию облаков.
Шотландцы в канун Нового года гадали и о судьбе семьи. Для этого вечером перед сном покрывали горящий торф золой, а утром старались увидеть на ней знак, напоминающий отпечаток человеческой ноги: если носок у следа повернут к двери, значит, число членов семьи в этом году уменьшится, если от двери — увеличится. Нет отпечатка на золе, не будет никаких изменений.
На Британских островах, как, впрочем, и в других странах Европы, распространено поверье, что поведение человека в первый день года влияет на его судьбу в течение последующих 12 месяцев (так называемая магия первого дня). Если встанешь поздно, поздно будешь вставать весь год, наденешь что-то новое — будет много обновок и т.д. Стараются заплатить к Новому году все долги, чтобы не занимать в следующем году.
Жители Оркнейских островов стремятся в день Нового года начать всякую работу, чтобы она спорилась весь год: мужчины хотя бы на час выходят в море на рыбную ловлю, девушки начинают шить, вязать и пр.
Помимо этих легко выполнимых примет и обрядов, существовали и более сложные магические обряды, направленные на то, чтобы обеспечить хороший год для семьи.
Обряды с огнем
В Херефордшире в ночь под Новый год сжигали старые ветки омелы, висевшие над дверьми дома с рождества; их смешивали с соломой, зажигали и с такими пылающими факелами обходили свой земельный участок, чтобы разрушить чары злых духов и получить в будущем хороший урожай.
В Хайланде в канун Нового года, носящего по-гэльски название хогманей (Hogmanay), группы молодых людей с топорами и веревками отправлялись к холмам, откуда возвращались с охапками можжевельника. Его клали возле камина для просушки. Рано утром в Новый год тщательно закрывали все двери и окна дома, зажигали ветви можжевельника и несли их по всему дому. После того как дым «очистил» дом, открывали окна. Такой же обряд совершали и в сарае, и в хлеве.
По-видимому, верой в очистительную силу огня можно объяснить и обычай зажигания в ночь под Новый год традиционных костров на улицах селении или возле больших камней — мегалитов (у кельтов). В Нортумберланде еще в 30-х годах молодые люди носили в новогоднюю ночь на голове кастрюлю или сковороду с горящей соломой в ней. В полночь парни бросали эту горящую солому в общий костер и танцевали вокруг него.
В Шотландии в прошлом существовал обычай сжигания старого года, который изображала гротескная соломенная фигура. И сейчас еще в иных местах в новогоднюю ночь зажигают бочонки со смолой, а рыбаки по традиции сжигают в эту ночь старую лодку.
Обряды с водой
Не только огонь, но и вода приобретают в таинственную новогоднюю ночь чудесную силу. Так, и у англичан и особенно у кельтских народов, у которых издавна существовал культ источников, распространено поверье, что в ночь под Новый год вода в родниках приобретает чудодейственную силу, благотворно влияющую на человека.
В Херефордшире старались в полночь прибежать за водой к ближайшему источнику. Тот, кому первому удастся снять «сливки источника» (Cream of the well), будет счастлив весь год. Он бросает в воду цветы, траву, сено, чтобы пришедшие после него знали, что первая вода уже взята. В Хайланде и сейчас верят, что девушка, которая первая в Новый год возьмет воду из ручья или реки, в наступающем году удачно выйдет замуж.
В Южном Уэльсе в 3-4 часа утра Нового года группа мальчиков ходила по улицам и домам своего села с сосудом холодной родниковой воды. Мокрой веткой падуба или самшита они обрызгивали лицо и руки каждого встречного и получали за это вознаграждение. Они опрыскивали также каждую комнату в доме, в который заходили, и всех его обитателей и желали всем присутствующим счастливого нового года. За это им давали деньги.
«Первая нога»
Теми же причинами — страхом перед будущим и стремлением обезопасить себя и всех своих близких от всяких бед и несчастий в новом году — обусловлен и другой, широко распространенный в Британии обычай, известный под названием «Первая нога» (First foot) или «Счастливая птица» (Lucky bird). В его основе лежит вера в то, что характерные черты внешности человека, который первым входит в дом после наступления Нового года, влияют якобы на судьбу дома в течение всех 12 месяцев. Приметы «счастливых» и «несчастливых» первых визитеров различны в разных районах. Так, в Уэльсе в графстве Пемброкшир несчастьем считается для женщины первой увидеть женщину, а для мужчины — мужчину.
В Шотландии несчастье якобы в дом приносят темноволосые и рыжеволосые, и лица, имеющие какой-либо физический недостаток, особенно плоскостопие. В Ворчестершире не желательны только женщины в качестве «Первой ноги», а цвет волос и другие приметы визитера безразличны. В Йоркшире счастье приносит светлый или рыжеволосый, а темный и смуглый — несчастье.
В Кармартеншире значение имеет не внешний вид первого посетителя, а инициалы его имени: Н, Y, R считаются счастливыми буквами, так как они означают счастье или здоровье (Happiness, Health), радость (Joy), богатство (Rich). Имена первых посетителей, начинающиеся на буквы Т, W и S, предсказывают волнение (Trouble), беспокойство (Worry) и горе (Sorrow).
В Кардигеншире (Уэльс) первый визитер, безразлично мужчина или женщина, должен был иметь только «счастливое имя»: Dafydd, Ifan, Sion — мужские и Sian, Sioved, Maie, Margret — женские считались счастливыми.
«Первая нога» никогда не должен входить в дом с пустыми руками. В Шотландии, например, он приносит с собой бутылку виски и овсяную лепешку и оделяет всех присутствующих, желая благополучия дому. Он приносит также что-либо из топлива — уголь или торф — и сразу же кладет это в разведенный в камине огонь. В сельских местностях Хайланда первый посетитель приносит, кроме этого, и небольшой сноп, который рассыпает над фермером и его женой. У рыбаков же Оркнейских и Шетландских островов «Первая нога» не является в дом без копченой селедки. Такую сельдь, украшенную лентами и цветной бумагой, вешают над дверью в кухне — для обеспечения в будущем году хорошего улова.
Кэлиннинг
Обычай «Первой ноги» по своим целям и обрядовым действам по существу относится к группе популярных у всех народов Европы обрядов колядования и ряжения, бытовавших также и на Британских островах под названием кэлиннинг (Calenning).
Особенно долго полный ритуал в прошлом, очевидно, магического обряда кэлиннинг сохранялся на севере Шотландии, в Хайланде. Для процессии ряженых, имевшей место или 31 декабря, или рано утром 1 января, специально сохранялась шкура быка с рогами, копытами и хвостом. Один из участников обряда закутывался в нее, другие брали в руки длинные посохи, на конце которых укреплялись две узкие полосы из шкуры овцы, зарезанной к рождеству или к Новому году. Подойдя к дому, вначале все гуськом влезали на крышу по выступающим камням стены и обходили дом кругом, по солнцу, по краю очень толстых каменных стен, при этом все кричали и били по стенам палками. Совершив этот обход, группа парней спускалась на землю и перед входной дверью пела новогоднюю песню — карол — с просьбой к хозяевам впустить их в дом и угостить. Когда входили в дом, предводитель подходил к очагу и, подпалив хвост бычьей шкуры, давал его нюхать всем присутствующим, что, по поверью, предохраняло от болезней. После окончания всей церемонии участников ее угощали. Перед уходом они обходили трижды вокруг очага и пели песню — пожелание счастья всем членам семьи, благополучия хозяйству. Но если парни были недовольны приемом, они шли вокруг очага против солнца, громко топая при этом ногами. Если же их вообще не впускали в дом, то у самых его дверей они строили пирамиду из камней (так называемую «пирамиду проклятья»).
Магический смысл подобных обрядов уже забыт, но некоторые элементы их, имеющие чисто развлекательный характер, еще бытуют во многих местностях Британских островов. На острове Левис, например, накануне Нового года мальчики и подростки объединяются в группы, каждая со своим вождем, который обычно носит овечью шкуру на спине. Около каждой двери предводитель читает гэльские стихи, а все участники подхватывают припев: «Это ночь даров! Добрая женщина, встань и дай нам новогоднюю лепешку!» Когда их впускают в дом, они обходят по часовому кругу очаг (если он в центре) или стул, поставленный посередине, и получают за это что-либо из сладостей.
В Уэльсе мальчики носят с собой не шкуру овцы, а яблоко, утыканное зерном, украшенное веточками вечной зелени. В особых, приуроченных к Новому году песнях они поздравляют всех живущих в доме с большим праздником и желают им всяческого благополучия, здоровья, хорошего урожая. Их одаривают деньгами, сладостями.
Впуск Нового года
Большое распространение имеет на Британских островах обычай «впуска Нового года» (Letting in New Year). В отличие от описанных выше обрядов он, как правило, не имеет магической основы, а осмысляется лишь как символический рубеж перехода от прошлой жизни к новой, к неизвестному будущему. В Херефордшире обычай впуска Нового года заключается в том, что когда часы начинают бить 12, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская Новый год.
В Шотландии перед полуночью на фермах разводят яркий огонь в камине и вся семья садится вокруг него в ожидании боя часов. Когда стрелки часов приближаются к 12, хозяин дома встает и молча открывает дверь. Он держит ее открытой до тех пор, пока часы не пробьют последний удар. Так он выпускает старый год и впускает новый.
Чисто развлекательный, даже несколько театрализованный характер носит обычай впуска Нового года в шотландской гвардии. Перед полночью одного из ветеранов полка, изображающего Старый год, с косой и песочными часами в руках, в окружении факельщиков и под музыку волынки, выводят за ворота казармы. Когда же наступает 12 часов, самый младший по возрасту в полку в полной парадной форме стоит за воротами и ждет, чтобы его впустили как Новый год. Ворота открываются, Новый год сажают на украшенный лентами и зеленью стул и в сопровождении музыкантов несут на плечах к праздничному столу.
Вассейлинг
Как и все большие праздники, Новый год сопровождается угощением, различными играми, развлечениями.
В средневековье и у англосаксов, и у кельтов было в обычае в день Нового года собираться всей семьей вокруг большого стола, чтобы выпить кубок эля, приправленного пряностями. Хозяин дома говорил по-сакски: «Waes Hael!» («за ваше здоровье!»), отпивая глоток из кубка, и передавал его по кругу, каждый из присутствующих по очереди отпивал из него по глотку с такими же словами.
Со временем обычай изменился. У англичан обычай пожелания здоровья (Wassailing) стал заключаться в том, что более бедные семьи соединялись вместе и, неся кубок, украшенный лентами и цветами, ходили от дома к дому, прося наполнить его элем. У шотландцев же группы мужчин выходили за 1-2 часа до наступления Нового года на улицы с блестящими медными кувшинами, наполненными элем, и предлагали каждому встречному выпить глоток.
Уэльсцы под Новый год или в крещение также носили специально для этого сделанный кубок, богато декорированный, с 12 ручками; в него клали яблоки, печенье и заливали их горячим пивом, смешанным со специями. Такой разукрашенный кубок несли здесь в дома молодоженов или новоселов, их поздравляли и давали отпить из кубка.
Новогодний стол
Характерно было для всех народов Британских островов и обилие еды на Новый год. Повсеместно было распространено представление, что обилие еды в первый день Нового года может обеспечить и обилие пищи в течение всего года.
В Шотландии в прошлом в день Нового года все дома были открыты для посетителей. Каждый пришедший с поздравлениями должен был обязательно съесть ложку овсяной или ячменной каши, как залог изобилия, хорошего урожая, и выпить глоток эля.
В некоторых местностях Уэльса среди фермеров был распространен обычай в день Нового года угощать всех, кто помогал при сборе урожая. Те, кто должен был посетить много домов, начинали их обход с утра.
И сейчас еще готовят на Новый год особые традиционные блюда. На завтрак обычно подают овсяные лепешки, пудинг, особый сорт сыра — кеббен (kebben), на обед — жареного гуся или бифштекс, пирог, яблоки, запеченные в тесте. Новогодние овсяные лепешки у кельтских народов имели особую форму — круглые с отверстием посередине. Старались при выпечке их не сломать, так как это было бы дурным предзнаменованием.
В настоящее время в Шотландии выпекают для новогоднего стола большой круглый песочный торт, с защипами по краям, украшенный сваренными в сахаре миндалем, орехами, конфетами, сахарными и марципановыми фигурками. Каждый год огромное количество таких тортов рассылается во все уголки земного шара шотландцам, находящимся в эмиграции. Их обычно украшают национальные эмблемы — вереск, шотландский крест, руки, скрещенные над морем, горы и пр.
Народные гулянья
Как и на рождество, в день Нового года устраивались во многих селениях буйные футбольные и хоккейные матчи, в которых принимала участие вся община. В Хайланде на традиционный новогодний хоккей выходили все жители селения в лучших праздничных костюмах, с волынщиком во главе.
В отличие от рождества, Новый год сохранил свое значение общественного праздника и в наши дни. Его чаще встречают в театрах, отелях, на улицах, а не в семейном кругу. В Лондоне в ночь под Новый год центральные улицы очень оживлены, особенно бывает многолюдно на Пикадилли. Уличные торговцы продают свистки, пищалки, маски, воздушные шары. Многие одеты в карнавальные костюмы. Всюду звучат музыка, песни.
С XVIII в. была введена новогодняя ночная служба в церкви. Перед полночью провожают старый год приглушенным медленным звоном церковных колоколов, а встречают Новый год громким быстрым звоном всех колоколов церкви.
В Эдинбурге в ночь под Новый год особенно много народа бывает на улице Принцев. В церквах идет новогодняя служба. Фруктовые и кондитерские магазины работают всю ночь. Наступление Нового года возвещают звон колоколов, гудки и сирены заводов. После 12 часов все поздравляют друг друга и расходятся по домам, к праздничным столам.
Источник:
«Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: зимние праздники» под редакцией С.А. Токарева. Издательство "Наука", 1973 г.