Найти в Дзене
IPLogos

Christian Louboutin: путь красной подошвы от лака до товарного знака

www.familyjoe.fr
www.familyjoe.fr

26 февраля 2020 года дворец Порт-Дюре в Париже откроет двери самой большой выставки, посвященной известному французскому дизайнеру Сhristian Louboutin и его культовой обуви с красной подошвой. Увидеть результат творческой работы мастера, воплощенной более, чем в 200 парах обуви, можно будет до 26 июля 2020 года.

www.palais-portedoree.fr
www.palais-portedoree.fr

«Китайский красный» цвет в классификации Pantone 18-1633 TPX помог бренду Сhristian Louboutin стать узнаваемым во всем мире. 600 тысяч пар красивейших женской обуви продается ежегодно. Туфли с красной подошвой оставляют свой след на всех красных дорожках мира. Но путь, пройденный от обычной подошвы, которую великий маэстро покрасил красным лаком для ногтей своей ассистентки ради эксперимента, до приобретения ею статуса интеллектуальной собственности в качестве товарного знака, довольно сложен и до сих пор встречает много препятствий и возражений.

www.beautystalish.com
www.beautystalish.com

В 2011 году американское подразделение Yves Saint Laurent America, Inc. (далее - YSL), а также французский дом мод Yves Saint Laurent SAS получили исковое заявление от имени Сhristian Louboutin, в котором ответчики обвинялись в незаконном использовании красной подошвы для женской обуви. Сумма требований по иску составила более 1 миллиона долларов.

Учитывая, что продажа обуви и аксессуаров приносит большую часть дохода любого бренда, Сhristian Louboutin не смог пройти мимо этого возмутительного факта.

www.worldpress.com
www.worldpress.com

Иск был подан в федеральный суд штата Нью-Йорк за незаконное использование товарного знака, и через несколько дней этот судебный процесс стал одним из самых известных и обсуждаемых в мире моды. Два соперника, два известных люксовых бренда столкнулись в многолетней борьбе за красный цвет для подошвы для женской обуви. Сhristian Louboutin, правообладатель товарного знака для красной подошвы, зарегистрированный в январе 2008 года в США, обвинил в нарушении прав на данный знак своего конкурента YSL, продающего красные женские туфли с красной подошвой по цене более, чем 800$ за пару.

Сhristian Louboutin утверждал, что YSL производит и продает идентичные / схожие до степени смешения туфли с красной подошвой практически в тех же магазинах и на тех же сайтах, что и Christian Louboutin, тем самым вводя потребителей в заблуждение и пользуясь репутацией Сhristian Louboutin, которую бренд создавал в течение многих лет.

До перехода дела в суд Сhristian Louboutin пытался решить конфликт мирными способами и просил YSL отказаться от продаж данной модели. На что получал ответы от YSL, что компания не намерена прекращать выпуск и продажу обуви с красной подошвой.

Более того, YSL не собирался не только тихо и мирно, вне суда и прессы разрешить этот конфликт, компания подала встречный иск против Сhristian Louboutin, в котором утверждала, что YSL выпускает обувь с красной подошвой с 1970-х гг., задолго до того, как Сhristian Louboutin получил исключительное право на красную подошву. YSL настаивал на том, что спорный товарный знак может трактоваться слишком широко из-за неопределенной формулировки зарегистрированных товаров, а именно «лаковая красная подошва для обуви», что красная подошва служит только для украшения и такой знак не обладает различительной способностью, которой должен обладать любой зарегистрированный товарный знак. В связи с этим YSL просил суд аннулировать товарный знак для красной подошвы, зарегистрированный на имя Сhristian Louboutin.

Суд отказался выдать временный судебный запрет, о котором просил Christian Louboutin, на продажу обуви с красной подошвой от YSL на том основании, что товарный знак, состоящий из одного цвета, носит только функциональный характер, и что любой такой знак, в том числе и товарный знак для красной подошвы обуви от Сhristian Louboutin, должен быть признан недействительным.

www.familyjoe.fr
www.familyjoe.fr

Сhristian Louboutin обжаловал решение суда и утверждал, что федеральный суд не принял во внимание решение Верховного Суда США по делу Qualitex Co. v. Jacobson Products Co., согласно которому, цвет может быть зарегистрирован в качестве товарного знака, если он приобрел различительную способность (в США - доктрина второго значения). Суть доктрины второго значения заключается в том, что заявленному обозначению, изначально не обладающему различительной способностью, может быть предоставлена охрана, если будет доказано, что в результате длительного и интенсивного использования такое обозначение стало восприниматься в сознании потребителя как средство индивидуализации товаров конкретного производителя.

Борьба за красную подошву была очень громкой. Потребители, юристы, научные деятели были активно вовлечены в этот непримиримый спор двух соперников. В защиту YSL 11 профессоров из различных юридических школ США составили и подали экспертное заключение с просьбой перестать регистрировать цвет в качестве товарного знака, так как подобная монополия препятствовует прогрессу, развитию, инновациям и созданию здоровой конкуренции на рынке. В защиту Сhristian Louboutin выступил известный ювелирный бренд Tiffany & Co., являющийся обладателем зарегистрированного в качестве товарного знака небесно-голубого цвета, известного сейчас как цвет Тиффани.

Долгожданное решение апелляционного суда было вынесено в сентябре 2012 года. Суд постановил, что красная подошва Сhristian Louboutin приобрела различительную способность и является символом обуви бренда Сhristian Louboutin вследствие ее длительного, интенсивного и креативного использования. YSL покинул зал суда тоже победителем, так как суд ограничил действие исключительного права Сhristian Louboutin только для обуви, цвет которой контрастирует с красным цветом подошвы. Товарный знак Сhristian Louboutin больше не распространялся на обувь, в которой подошва и вся остальная часть обуви были красного цвета. Красные туфли с красной подошвой от YSL были признаны не нарушающими права Сhristian Louboutin, а это означало, что YSL сможет продолжить производство и продажу монохромной обуви любого цвета, в том числе и красного.

В январе 2013 года по решению суда Патентное Ведомство США изменило формулировку товаров, для которых был зарегистрирован товарный знак, с «лаковая подошва красного цвета для обуви» на «лаковая подошва красного цвета, которая отличается по цвету от всей остальной части обуви».

После этой так тяжело доставшейся победы Сhristian Louboutin не остановился на защите своих прав в других странах.

Европейский Суд, суды Бельгии, Германии, Китая подтвердили исключительные права Сhristian Louboutin на красную подошву.

Но не всегда суды были на стороне знаменитого обувного бренда. Например, во Франции суд встал на сторону испанского бренда Zara и установил, что потребители не путают обувь Zara с обувью люксового бренда Сhristian Louboutin, и впоследствии аннулировал товарный знак. Во Франции Christian Louboutin пришлось пройти процедуру регистрации товарного знака заново.

В России на имя Сhristian Louboutin действует международный товарный знак, зарегистрированный для подошвы определенного красного цвета в классификации Pantone 18-1633 TPX.

www.wipo.int
www.wipo.int

Борьба Christian Louboutin за красную подошву - это борьба бренда за требовательных и состоятельных покупателей, для которых красная подошва является гарантией качества и изысканности бренда и которая сейчас достойно выполняет основную функцию товарного знака - отличать товары одного производителя от товаров другого производителя.