Алина Бахмутская, редактор новостей Inc.
Рано или поздно с конфликтами сталкиваются все — не только наемные работники в больших коллективах, но и предприниматели. К сожалению, многие из нас склонны не решать проблему на месте, а доказывать свою правоту в ущерб делу, доверию и цели. Однако есть несколько способов устранять конфликты в моменте. А главное, не допускать их в будущем.
Существует несколько базовых практик для примирения, пишет коуч и автор книги «Оптимальные решения: освободите себя от конфликтов на работе, дома и в жизни» Дженнифер Голдман-Ветцлер. О них известно многим: например, нужно сесть за стол переговоров, обозначить причину разногласий и попытаться найти решение.
Однако, не каждый конфликт можно решить так просто. Что же делать в неразрешимой ситуации?
1. Определите свои конфликтные привычки
Во время ссор люди часто ведут себя одинаково. Кто-то впадает в ярость по одной и той же причине, кто-то как будто специально не хочет мириться, потому что получает удовольствие от конфликта. В любом случае, определив триггеры собеседников (и свои собственные), половину разборок можно было бы избежать. Для этого просто требуется немного внимательности.
2. Составьте карту конфликта
Постарайтесь проанализировать конфликтую ситуацию объективно. Даже если вам кажется, что правда на вашей стороне, попробуйте оценить ее и с точки зрения своего оппонента. Помните, что длительный конфликт сделает только хуже. Определите причины, сопоставьте факты и постарайтесь выстроить несколько стратегий, которые помогут вам выйти их конфликтной ситуации.
Как правильно вести себя в конфликтной ситуации — и как ее предотвратить
3. Проанализируйте свои «теневые ценности»
Вам может казаться, что вы или ваши собеседники — адекватные люди, желающие только хорошего и себе, и компании. Однако на самом деле и у них, и у вас могут быть так называемые теневые ценности. Например, кто-то может постоянно говорить о важности командной работы, но при этом мечтать только о собственном успехе. Выявление таких скрытых мотивов поможет понять не только себя, но и других.
4. Научитесь принимать людей и их опыт
К сожалению, все вокруг не могут вести себя так, как хочется вам. У всех людей разный опыт и темперамент. Кто-то обижается из-за неправильного взгляда, а кого-то невозможно задеть и прямыми оскорблениями. С этим нужно смириться. Помните, вас тоже кто-то принимает.
Кризис и смена поколений: аналитик A1 назвал причины грядущего усиления корпоративных конфликтов
5. Подумайте о последствиях
Если вы знаете, что в вашем коллективе существует один и тот же повод, из-за которого постоянно возникает конфликт — подумайте, к чему постоянная фиксация на этом поводе может привести. И вообще, научитесь оценивать последствия ссор и разборок. Если их можно избежать — делайте именно это. Помните, что обида после первой ссоры может пройти, но постоянное непонимание обязательно приведёт к эффекту накопления злобы.
6. Разработайте идеальный сценарий будущего
Чтобы уменьшить количество конфликтов, представьте себе жизнь без разборок. Посмотрите и определите отличия ваших фантазий от реальности. Именно эти факторы и являются основными причинами ссор. Попробуйте подумать про них более внимательно. И, в идеале, устранить.