...Оказавшись на восточной окраине Сиротинской станицы, сверните с асфальтированной дороги вправо. Перебравшись через глубокую канаву и заросли вездесущего клёна, вы попадете в заброшенную казачью усадьбу.
О том, что здесь когда-то жили люди, красноречиво свидетельствуют поросшие травой камни – остатки домового фундамента и хозяйственных построек. А еще дикие груши – семь или восемь старых диких груш-дулин.
Потемневшие от времени и невзгод кряжистые исполины предостерегающе раскинули узловатые руки над обломками чьей-то давно забытой жизни – словно в последней попытке защитить и уберечь.
К диким грушам на Дону испокон веков было особое отношение. Поставив курень, казак сажал рядом грушу. И часто даже не одну. Поэтому сегодня по пышным кронам, усыпанным по сезону душистыми цветами или мелкими, "тербкими" плодами (по-казачьи – "дулями") можно безошибочно понять – когда-то на этом месте стоял казачий хутор.
Есть любопытная гипотеза донского учёного М.И. Крайсветного, согласно которой у донских казаков существовал целый культ груши-дички, позаимствованный ими у адыгов.
Те издавна поклонялись Сеозересу – языческому божеству с весьма разнообразными функциями и широкой сферой деятельности. Сеозерес был воплощен в грушевом дереве. Возможно, чтобы обеспечить свое жилище покровительством этого могущественного духа, казаки и стали сажать рядом с домом дикие груши.
Со временем смысл этого ритуала забылся, но обычай остался - по крайней мере, так считает известный историк и археолог. Прав он или нет, остается только догадываться - казаки действительно много и со вкусом черпали в культурах сопредельных народов.
Возможно, донские казаки сажали у дома дикие груши и по другой, более прозаической причине. Эти деревья в считанные годы способны достигать поистине огромных размеров, а густая прохладная тень от раскидистой кроны "грушицы" просто спасительна в летнюю жару, которая на Дону бывает просто изнуряющей.
Кстати, такой высокорослостью отличаются далеко не все дикие груши (разновидностей которых существует великое множество), а именно местный, донской сорт – Черномяска буерачная. Такое название он получил за пикантную особенность – в процессе созревания мякоть плодов темнеет, приобретая... ммм... скажем, шоколадный оттенок.
За это свойство черномяски кое-где называют "гнилушками". Однако на Дону это уничижительное название не встретишь – там к черномяскам, напротив, отношение самое трепетное.
Кстати, в отличие от своих изнеженных садовых родственниц живут дикие груши просто нереально долго – до 300 лет!.. Это значит, что груши с деревьев-патриархов, которые еще сохранились кое-где на Дону, могли срывать Пугачёв, Булавин, Петр I или... Ну, кто там еще из исторических личностей мог околачивать груши на Дону?
Пишите свои варианты в комментариях!
Читайте также:
Почему донские казаки зимой воды не пили?
______________________________
- Другие посты про эти места ищите по тэгам #хроники_задонья и #легенды_городка_сиротина