В интернете сегодняшнего дня обойти конкурентов и выйти в ТОП поисковиков без продвижения практически нереально. Эта статья будет вам мегаполезна, даже если вы не собираетесь сами продвигать свой ресурс. Вы сможете понимать, что делают специалисты по продвижению, говорить с ними на одном языке, анализировать отчеты и оценивать объем проведенных работ.
SEO-продвижение, или поисковая оптимизация - это целый комплекс мероприятий, который направлен на то, чтобы ваш сайт отображался как можно выше в выдаче поискового запроса, а значит - привлекал больше пользователей. Но “попасть в ТОП-10 или в ТОП-5” - это неправильно сформулированная цель, потому что борьба идет в конечном итоге не за место в выдаче, а за покупателя. Что толку, если потенциальный клиент закроет страницу через минуту, наткнувшись на бесполезный контент, мелкий шрифт на вырвиглазном цвете или жуткое меню? Поэтому умное SEO заботится не только о количестве, но и о качестве трафика. Мы по шагам разберем, как привести ваш сайт к благосклонности поисковиков и клиентов.
7 необходимых пунктов для работы SEO
Чтобы оптимизация работала, должны быть выполнены эти 7 пунктов:
- Быстрая загрузка и Mobile First. Скорость жизни слишком высокая, чтобы тратить время на медленно загружающийся сайт - вряд ли он единственный в своем роде. Долгая загрузка отталкивает большое количество потенциальных клиентов. Мобильная адаптация тоже крайне важна - 61% пользователей интернета пользуется поиском со смартфонов периодически, а более трети от всего количества вообще заходят в сеть исключительно с мобильных устройств. Вряд ли они будут разбираться в неадаптированной версии и скроллить экран на все четыре стороны. Даже поисковики предоставляют технологии для быстрой мобильной загрузки (AMP от Google, Турбо от Яндекс). Люди активно пользуются голосовым поиском, а в выдаче можно видеть быстрые ответы, результаты соревнований и чат с компанией, избавляющий от необходимости перехода на сайт. Поисковики постоянно совершенствуются, каждый год появляются сотни изменений.
- Высокая ценность контента. Сейчас уже нельзя взять и просто написать “Хаски купить щенка северные ездовые собаки, выведенные чукчами в Северо-Восточной части Сибири…” Это прямой путь под фильтр Яндекса Баден-Баден. Ключи должны быть вживлены незаметно для читателя, чтобы не раздражать глаз, а сам текст структурирован - сплошной набор слов мало кто захочет осиливать. Что касается длины - это зависит от страницы. Лонгриду в категории товаров явно нечего делать, а вот в блоге он уместен и полезен для перелинковки. Гайды, обзоры, экспертные статьи делают сайт интересным. Кроме того, контент - не только текст. Картинки, видео, интерактивные вставки - все это удерживает читателя на странице подольше.
- Входная аналитика и анализ конкурентов. Подобный мониторинг не прекращается. Придумать, чем удержать пользователя, и убедить его купить товар или услугу именно у вас - задача не из простых. У конкурентов можно как взять интересные идеи и адаптировать под свой ресурс, так и увидеть ошибки - на чужих учиться всегда приятнее.
- Бесконечный цикл улучшений. Этот пункт вытекает из предыдущего. Правило “работает - не трогай” к SEO-продвижению не относится. Низкочастотные и высокочастотные ключи влияют друг на друга, поэтому важно иметь представление о всей комплексной картине. Зачастую низкочастотный ключ приведет теплую аудиторию, готовую к покупке, а по жирному ключевику придут люди, для которых это будет первое касание с продуктом. Купят же они его через полгода и, возможно, не у вас.
- Техническая безупречность. Даже если у вас супер контент, половина пользователей могут просто не дойти до сайта из-за технических ошибок. Их нужно искоренять, особенно учитывая то, что технический аудит - это самое простое, что можно сделать для продвижения ресурса.
- Интеграция с соцсетями. Практически каждый пользователь интернета зарегистрирован хотя бы в одной соцсети. Взаимосвязь поискового продвижения и SMM - тема для отдельной статьи, но она намного сильнее, чем кажется.
- Релевантность. Перейдя на страницу,человек должен получить ответ на свой запрос. Если он пришел по запросу “кирпич цена”, он должен увидеть цену кирпича, а не прочитать о его преимуществах, способах изготовления и три абзаца с содержанием типа “Мы продаем кирпич, цена которого недорогая”. Посмотрите на сайт глазами клиента и подумайте, устроит его ваш ответ или нет.
Для всех согласований важно выбрать одного человека, с которым будет прямая связь. Если текст будет неделями согласовывать совет директоров из 15 человек, или до генерального директора его будут нести по очереди десять секретарш - шансы на успех стремятся к нулю.
Самые важные вещи нужно делать быстро, и не беда если будут какие-то незначительные несовершенства - лучше их исправить, чем вообще ничего не сделать. Будьте готовы к неожиданностям - что сыграло в продвижении одного сайта, совсем не обязательно окажется рабочим для другого. Поэтому больше индивидуальности, меньше типизации.
Техническая оптимизация
Технические ошибки могут быть незаметны для людей, пришедших на сайт. Но поисковики, несмотря на все стремления их “очеловечить” - роботы. Они проверяют все параметры, и какие-то недочеты могут повлиять на трафик. Куда ошибки закрадываются чаще всего?
Индексация страниц, дубли
У любого продвигаемого сайта должен быть файлик robots.txt, который находится по адресу имясайта.ru/robots.txt. В нем прячутся дубли страниц, которые генерируют CMS и в частности, Битрикс. Такие страницы имеют одинаковое содержимое, мета-теги и снижают позиции сайта в выдаче. Для проверки дублей есть разные сервисы.
Бесплатные:
- “SiteAnalyzer” от Majento;
- Xenu
Платные:
- ComparseR;
- Serpstat;
- Semrush;
- Se Ranking и другие.
Если дубли нашлись, их нужно спрятать от индексации с помощью директивы Disаllow, а те страницы, которые поисковик должен посещать отображает директива Allow. Подробнее о синтаксисе и правилах оформления robots.txt в справках https://support.google.com/webmasters/answer/6062596?hl=ru&ref_topic=6061961, https://yandex.ru/support/webmaster/controlling-robot/robots-txt.html.
Sitemap.xml
Так как оптимизация идет постоянно, этот файл тоже нужно периодически проверять. В нем содержится “карта сайта” для поисковиков, благодаря чему он быстро понимает, какие страницы содержит ресурс. Sitemap.xml не должен противоречить robots.txt.
Скорость загрузки
Медленные страницы никто не любит. Максимально допустимое время загрузки 6 секунд, но рекомендуемое - не более 3. Эти сервисы проверят показатель скорости и дадут рекомендации по улучшению:
- Google pagespeed insights;
- GTmetrix;
- WebPagetest.
Также на отказы и возврат в результаты выдачи влияют всплывающие окна.
Ошибка 404
Если страница не существует, но при этом отдает 200 код ответа серверу - она индексируется поисковиком, который считает ее дублем. Если все сделано правильно, то такая страница:
- отдает код ответа серверу 404;
- оповещает, что такой страницы не существует, либо она устарела;
- оформлена в общем стиле сайта;
- имеет поиск по сайту и ссылки на основные категории.
Найти такие страницы поможет уже упомянутый ComparseR.
Стоит проверить и прочие заголовки серверов. Все рабочие страницы отдают ответ 200, все другие ответы требуют анализа и исправления.
Семантический URL
Такой URL отражает файловую структуру сайта в понятных человеку словах. Они повышают удобство страницы и позволяют догадаться о ее содержимом. Для наглядности приведем пример:
Непонятно - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1
%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%
BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%
B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_URL
Понятно - https://ru.wikipedia.org/wiki/Семантический_URL
Склейка зеркал
Для человека без разницы, что вводить в поисковую строку: имя сайта с www или без, с http или https. Но поисковик считает, что это 4 разных сайта, поэтому нужно выбрать основной домен и склеить все редиректы, чтобы система не посчитала их дублями.
https имеет плюс в ранжировании, поэтому имеет смысл сделать его основным доменом. Этот протокол соединения защищен, SSL сертификат не дает злоумышленникам получить личные данные пользователей - реальные имена, банковские данные, телефоны, поэтому https имеет весомые преимущества.
Кроссбраузерность и оптимизация под мобильные устройства
Сайт должен одинаково приятно выглядеть с любого устройства и на экране любого формата. Mobile First предполагает, что пользователь всегда должен видеть в первую очередь самое главное, а любая дополнительная информация появляется только по требованию пользователя. Кроме того, сайт должен быть легковесным, чтобы загружаться с приемлемой скоростью даже на устройствах с медленным интернетом.
Реализовать это можно с помощью адаптивной верстки, мобильного шаблона или мобильной версии на своем поддомене. Огромную помощь в оптимизации под смартфоны оказывают плагины на конструкторах.
Внутренняя оптимизация
Внутренняя оптимизация включает все то, что относится к семантике, контенту и юзабилити сайта. Чтобы провести ее, нужно собрать семантическое ядро, написать мета-теги, привести в чувство контент и оптимизировать коммерческие составляющие для продающих ресурсов.
Сбор семантического ядра
Семантическое ядро - это три кита, на которых стоит сайт. По-хорошему, оно должно собираться на стадии разработки, тогда можно грамотно продумать навигацию и внутреннюю структуру. Но это сценарий для идеального сайта в вакууме, а в реальности чаще ядро собирается уже для готового ресурса, и под него корректируется структура.
Первейший инструмент для того, чтоб собрать запросы пользователей поисковику - это https://wordstat.yandex.ru/. Вам нужно только выбрать свой регион и ввести запрос по теме сайта в поисковую строку.
Wordstat выдает число, сколько раз запрос набирали в Яндексе. Но это - все запросы, в составе которых были нужные слова. Чтобы узнать насколько популярно конкретное словосочетание - проставьте восклицательный знак перед каждой словарной единицей, а весь запрос заключите в кавычки-лапки.
Сбор СЯ - один из самых важных этапов, ведь от того, насколько эффективно вы подберете ключевики будет зависеть количество потенциальных клиентов, которые придут по ним на сайт. Кроме Wordstat для сбора семантики можно пользоваться и другими платными и бесплатными сервисами.
Бесплатные:
- Google Keyword Planner - гугловский аналог, он менее удобен, но иногда может помочь собрать ключи, которые отсутствуют в вордстате.
- Slovoeb - отличный парсер ключей из Wordstat с загадочным названием.
- Букварикс - ищет ключевики конкурентов, по которым те ранжируются. Есть свободная версия, но все основные плюшки, конечно, в платной.
Платных намного больше:
- Serpstat и Semrush - два похожих сервиса SEO-оптимизации. Последний лучше использовать, если нужно продвигать сайт за рубежом, в Google.
- Мутаген - не только собирает ключи, но и определяет их конкурентность.
- Moab Tools - технически простой сервис, позволяющий за короткое время собрать много запросов.
- Key Collector - крутая платная платформа, которая собирает ключи со всех значительных сервисов, наших и иностранных, в том числе и с вышеперечисленных.
Собрать ключи - половина дела, после этого нужно выкинуть лишние, которые по-любому там будут. Все запросы, которые не относятся к сайту, в семантическом ядре находиться не должны. Возвращаясь к кирпичам - если вы продвигаете производителя кирпичей, то поклонники одноименной группы - не ваша целевая аудитория.
Кластеризация
Когда все ключи собраны, их нужно сгруппировать. Процесс кластеризации призван превратить хаос из сотен поисковых запросов в единую упорядоченную структуру. В прошлом все это проводилось вручную и могло занимать не один месяц, а сейчас с помощью специальных сервисов на все про все уходит пара часов:
- SEMparcer;
- KeyAssort;
- Rush Analytics.
Что случится, если кластеризацию не делать? Создаются дубли в результате каннибализации, лишний контент, и теряются позиции в выдаче.
Мета-теги
Правильные мета-теги привлекут внимание пользователей к вашему ресурсу и повлияют на такой показатель, как кликабельность. Сниппет имеет 2 части: title и description. Title - это заголовок страницы, который отображается поисковой выдаче. Хороший title включает в себя наиболее высокочастотный ключ, возможно два, и УТП, причем все это нужно уложить в 70 символов. Конечно, можно выходить за эти пределы, но тогда title будет показываться не полностью, поэтому высокочастотный запрос должен идти вначале, чтобы он был виден.
Description - это более длинное описание страницы, из которой человек может понять, чем она полезна. В него входят менее частотные ключи, которые не употреблялись в title, соответственно, они отличаются друг от друга. Длина description на сто символов больше - 160-170.
Мета-тег keywords сейчас многие вообще не заполняют, потому что влияния на продвижение он практически не оказывает. Но лучше забить туда пару ключевиков.
При быстрой оптимизации не нужно искать неординарные запросы, особенно, если подобных страниц много, на первое время подойдут и шаблоны - а при желании их всегда можно будет оптимизировать в будущем.
Кликабельность
CTR - та самая кликабельность - это формула соотношения кликов пользователей к показам в выдаче. Чем больше кликают - тем выше страница. Все просто? Не настолько. Это работает при условии того, что страница релевантна запросу. Если же она ему не отвечает - пользователь закроет сайт практически сразу, увеличив количество отказов. CTR отображается в Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.
Оптимизация текстового контента
Текст на посадочной странице должен соответствовать запросу пользователя в поисковой строке. Для этого в нем используются ключевые фразы и слова, в том числе те, которые уже привлекли внимание человека в title и description. Тут есть другая сторона - опасность переоптимизации, которая заведет страницу под фильтр. Чтобы такого не случилось, нужно соблюдать частоту употребления ключа - не более 4%, в идеале 2-3%. Проверить этот показатель можно на сервисах https://advego.com/text/seo/ , https://istio.com/ , https://miratext.ru/seo_analiz_text. Кроме него, вы получите данные о тошнотности, водности текста и других SEO-данных.
Общий риск попадания страницы под фильтр Баден-Баден можно оценить на сервисе https://turgenev.ashmanov.com/. К сожалению, с декабря 2019 года за проверки нужно платить деньги, бесплатной осталась только вкладка “Стилистика”. Но 200 проверок на месяц стоят 200 р., а без подписки текст до 20 тысяч символов обойдется всего в 5 р.
Что требуется от привлекательного текста?
- Уникальность. Поисковики любят тексты с высокой уникальностью, от 90%. Проверить ее можно на таких ресурсах как https://text.ru/, https://content-watch.ru/ (3 бесплатных проверки в сутки), с помощью программы Advego Plagiatus. К сожалению, этот показатель не является постоянной величиной, стоит кому-то скопировать и выложить ваш текст на другом ресурсе, да хотя бы цитату - уникальность неудержимо падает. Его можно отрерайтить и уникализировать, но учтите, что постоянное обновление статей на сайте и отсутствие технических ошибок важнее.
- Структура. Длинные “простыни” без абзацев и подзаголовков практически никто не читает. В тексте желательно использовать списки - помните, еще в школе таблицы и списки запоминались и воспринимались намного легче, чем пространный параграф.
- Полезность и интересность.Тексты для поисковиков работали 10 лет назад, а сейчас все сильно завязано на поведенческих факторах, поэтому сайту надо постараться, чтобы удержать пользователя - заинтересовать статьей, и заставить полазить по сайту.
- Содержание ключевиков.
Внешняя оптимизация
Здесь речь идет о ссылочной массе. Если сайт наполнен полезным и интересным контентом, то поисковики считают его авторитетным и надежным ресурсом и продвигают его вверх в выдаче. При этом важно какие именно сайты на него ссылаются - сомнительная ссылочная масса скорее сделает хуже. Это именно тот случай, когда качество важнее количества.
Самый “правильный” путь - писать полезные статьи, наращивая авторитетность ресурса, чтобы люди забирали ссылки и размещали их у себя. Но это долгий путь. Какие есть варианты, чтобы нарастить ссылочную массу быстрее?
1. Купить. Для этого есть специальные биржи, где владельцы других ресурсов предлагают разместить у себя вашу ссылку за деньги. Поисковики это считают неправильным, отслеживают и наказывают.
2. Договориться напрямую. Такой способ затратнее и в плане ресурсов, и в плане финансов, но ссылочная масса получается более качественная.
3. Крауд-маркетинг. Размещать ссылки можно на сайтах вопросов-ответов, форумах, соцсетях. Но здесь есть свои нюансы. Такая ссылка должна размещаться на ресурсе с соответствующей тематикой и быть органично вписанной в комментарий. Размещать ссылку ради ссылки - это провал. Кроме того, после размещения нужно отслеживать чужие комментарии, и если будут задавать вопросы, отвечать на них. На многих форумах только что созданный пользователь не может вставлять ссылки, да и смотрится это странно. Есть платные сервисы крауд-маркетинга, а бесплатно такие задания часто можно встретить на биржах с широкой специализацией, например на www.workzilla.ru и подобных ей.
Прежде, чем заниматься линкбилдингом стоит проанализировать ваших конкурентов. Так вы узнаете:
- какое количество ссылок у них всего, и сколько появляется ежемесячно;
- какие источники на какие страницы ссылаются;
- какие ссылки в каком процентном соотношении: анкорные или безанкорные.
Для этого можно воспользоваться уже упомянутым serpstat.com или другими ресурсами: https://ru.majestic.com/, https://ru.megaindex.com/, https://ahrefs.com/.
Коммерческие факторы ранжирования
Такие факторы в SEO влияют на позицию в выдаче тех ресурсов, которые продают товары или услуги. Вот основные данные, которые должны быть на сайте:
- Контакты компании. Должны быть как минимум телефоны и адрес. Все что “сверху” - дополнительные контакты, схема проезда, адрес склада, только повышает уровень доверия поисковиков.
- Отсутствие рекламы. Поисковики негативно относятся к рекламным баннерам, а всплывающие окна с рекламой увеличивают количество отказов пользователей. Вы что-то продаете? Вот этим и зарабатывайте.
- Соцсети. Чем в большем количестве популярных соцсетей зарегистрирована компания, чем больше у нее подписчиков и чем “живее” группа - тем больше уважает сайт поисковик.
- Широкий ассортимент. Понятно, что далеко не каждый сайт может предложить разнообразие товаров. Но тем не менее, те, у кого это получается, получают плюс к ранжированию.
- Подробная карточка товара. Даже если товаров немного, карточка должна содержать максимум информации. Материал, размеры, цвет, фото, описание, отзывы, информация о наличии и доставке. Отдельным бонусом будут 3D-визуализаторы, калькуляторы, видео и прочий интерактив.
- Доставка, разнообразие ее вариантов и возможность организовать в любую точку.
- Возможность обращения клиента. На сайте должен быть раздел с помощью, часто задаваемыми вопросами, форма для общения с онлайн-консультантом.
- Простой и запоминающийся домен, человекопонятный URL.
- Релевантность. Сайт должен давать четкий и точный ответ на вопрос.
- Локальная привязка. Если парикмахерская работает в Воронеже, она не должна показываться всей России. Для этого нужно назначить регион в Яндекс.Вебмастер или Яндекс.Справочник. В Google напрямую указать регион нельзя, но чтобы он мог определить его - можно писать город в мета-тегах, вписывать его в контент и добавить сайт в Google Мой бизнес.
Часть пунктов из этого гайда не вызовет у вас затруднений, но некоторые требуют более глубокого погружения в тему SEO и ее изучения. Если вы не хотите тратить на это время, но вашему сайту требуется оптимизация - вы можете заказать в компании Dial комплексное продвижение и умную техническую поддержку