Найти в Дзене
Микробы рулят!

Врач, аптекарь и больной: почему мы прекращаем лечится?

Оглавление

Врачи периодически бывают в роли пациентов. Мы также ходим к докторам-специалистам, также обращаемся к фармацевтам и провизорам, чтобы купить лекарства в аптеке.

Докторам известно, что нет хуже пациента, чем коллега-врач.

Важно добиться одинакового понимания рекомендаций по лечению. Все фото by Canva
Важно добиться одинакового понимания рекомендаций по лечению. Все фото by Canva

Трудности перевода

Как показывают исследования, мы зачастую спорим о словах. Это самые важные споры. Так становится понятно, почему больной перестал принимать таблетки или с чем связано обострение.

Есть понятия общая грамотность и медицинская грамотность.

Общая грамотность — умение грамотно выражать свои мысли устным и письменным родным языком. Читать, писать, слушать и говорить. Основные навыки в цифровую эпоху становятся еще более важны. Способность человека читать, писать и говорить на родном языке, чтобы понимать и решать проблемы на работе и в обществе для достижения своих целей, а также для развития своих знаний.

Поэтому в общую грамотность еще включают способность поддержать разговор на любые темы на языке собеседника.

Грамотность в вопросах здоровья или медицинская грамотность — это уровень владения навыками и знаниями, необходимыми для получения, обрабатывания и понимания базовой информации, связанной со здоровьем. Благодаря этим навыкам и знаниям люди могут осознавать риски заболеваний, разбираться в базовой медицинской терминологии, эффективно использовать услуги здравоохранения, а также принимать решения в пользу охраны собственного здоровья. Этот термин впервые был употреблён в 1974 году.

Когда происходит общение между врачом и пациентом, то врач, как правило, говорит на своем медицинском языке. При этом доктор как правило переоценивает медицинскую грамотность пациента. Потому что даже наличие высшего образования не гарантирует, что не врач правильно поймет предписания и рекомендации.

По статистике 10% пациентов попадают в стационары из-за невыполнения рекомендаций и прекращения приема лекарственных препаратов.

Если сомневаетесь в препарате - обсудите свои страхи с доктором.
Если сомневаетесь в препарате - обсудите свои страхи с доктором.

Помощь фармацевта

Значительную роль в «расшифровке» врачебных рекомендаций играют фармацевтические работники. В аптеке человек себя чувствует не так скованно и может задать вопросы, которые больной постеснялся задать врачу.

В 1993 году в Японии была сформулирована концепция фармацевтической помощи, а в 90-х Международная фармацевтическая федерация разработала руководство по надлежащей фармацевтической практике (Good Pharmacy Practice). В том числе отдельно обсуждался вопрос правильного общения фармацевта и больного.

Фармацевт может объяснить то, что написал врач, если больной не задал вопрос своему доктору.
Фармацевт может объяснить то, что написал врач, если больной не задал вопрос своему доктору.

Пациент бросает лечиться

Человек не выполняет рекомендации врача из-за социальных, экономических и медицинских причин.

Больной может не понять, не воспринять информацию про лекарства (фармакологию). Как следствие возникает неправильный прием препарата, отсутствие соблюдения режима дозирования или сдвиг времени. Бывает, что человек бросает принимать препараты не видя быстрого эффекта.

Есть группы медикаментов, которые действуют только в течение длительного срока приема. Или лекарства, которые надо пить только утром или наоборот на ночь. Если больной не прояснил или недопонял информацию по препарату или режиму приема, то лечебного эффекта можно не достигнуть.

Экономические причины просты и тривиальны. Тенденция последнего десятилетия — сокращение стационарной и увеличение амбулаторно-поликлинической помощи. Потому что содержать отделения дорого. Пациенты лечатся на дому и покупают лекарства самостоятельно в аптеках.

Непонимание почему нужен тот или иной препарат приводит к тому, что человек может не купить нужное лекарство и отменить его прием самостоятельно. Либо произвести замену препарата по своему разумению.

А еще есть противоположная тенденция, когда больной хочет «убить заразу» и принимает повышенные дозировки препарата, которые неблагоприятно сказываются на здоровье.

Взаимопонимание — единственно эффективный путь решения вопросов.
Взаимопонимание — единственно эффективный путь решения вопросов.

Грамотный подход

Увлечение техногенностью привело к тому, что врачу некогда слушать больного, а больной хочет быстрого эффекта: поменять орган, отредактировать ген и вести дальше привычный образ жизни.

В своем фундаментальном труде «Канон врачебной науки» Ибн-Сина отмечал, что «искусство сохранения здоровья не является искусством, предотвращающим смерть, или избавляющим тело от внешних бедствий, или предоставляющим каждому телу очень долгую жизнь, что свойственно желать человеку. <...> искусство сохранения здоровья является как бы средством доведения каждого человеческого тела путем сохранения необходимых для него благоприятных условий до того возраста, когда наступает смерть, называемая естественной смертью».

Успешное взаимодействие, эффективное общение, разговор между врачом, пациентом и фармацевтом обязательно даст нужный лечебный эффект.

Бывает так, что врач и пациент не находят нужного языка, есть отторжение, отсутствие восприятия информации. Просто люди не подходят друг другу психологически. Тогда надо искать своего доктора. С которым будет хорошо беседовать и свободно задать все интересующие вопросы. И тогда, когда это касается приема лекарственных препаратов.

Задавайте вопросы, не стесняться их обсуждать со своим врачом.

Было полезно — ставьте лайк и делитесь информацией

Подписывайтесь на канал Микробы рулят!

Всегда свежие новости в моем инстаграмме