Рассказ из моего Живого журнала от 2010 года о железных дорогах Сахалина. Учтите, что сейчас все достаточно сильно изменилось, так что пост имеет ценность историческую.
Пригородный дизель-поезд Д2 готовится к отправлению до станции Новодеревенская. Пост состоит из двух частей — о музее СахЖД и про общую железнодорожную жизнь тут.
Основной вокзал острова — станция Южно-Сахалинск.
Исторически первые железнодорожные пути появились тут после русско-японской войны в южной (японской тогда) части острова. В первую очередь связь с портом Корсаков (Оодомари) а потом постепенно и дальше на юг, к границе, к 50-й параллели — Южно-Сахалинск (Тоёхара) — Стародубское (Сакаэхама), потом дорога по западной части острова Невельск (Хонто) — Ильинский (Куссюнай). К тридцатым годам сеть была уже достаточно густа и принадлежала не только государству. Были и частные участки. На русской части (менее освоенной) существовали только узкоколейки для вывоза угля и леса.
Здание управления японскими железными дорогами на Сахалине.
После войны даже были попытки связать материковую железнодорожную сеть с сетью острова с помощью тоннеля «Мыс Погиби — Лазарев » . После смерти И.В. Сталина эти попытки были свернуты, хотя и средств и сил было потрачено немало.
Влияние японцев сохранилось на железнодорожную жизнь тут вплоть до настоящего времени. Подвижной состав уже практически весь российский, но поверьте — все выглядит совсем-совсем не так как материке. Поэтому профильный музей СахЖД — это место, которое надо посетить обязательно.
Паровоз серии D51 1948 г.
Интересно как он попал сюда, ведь явно не трофейный же? Значит где-то куплен специально для Сахалина?
За ним, в тенечке, место сбора разнообразных бичеватых граждан кстати.
С 1998 г. ведется перешивка всех дорог острова на наш стандарт, а это подразумевает не только переукладку полотна, но и новый габарит, например для тоннелей и пристанционных сооружений. Не знаю, закончено ли это мероприятие, в самом разгаре ли или еще вообще рельсы не трогали.
Вот своеобразная инсталляция о прошлом.
Разновидности использовавшихся вагонов.
В углу снимка можно наблюдать грузовой самолет Ан-12, заходящий на Хомутово. Я же говорю — все происходит над центром.
Локомотив ТУ7 советской постройки, используется на узкоколейках и у нас, на материке.
Семафор с системой тросов.
Локомотив-снегоочиститель на базе тепловоза ТГ-16.
Роторно-шнековый с вот такой пастью.
Но он здесь не единственный. Снегоочиститель ДВГД-51 (К-600) - аппарат буквально для прогрызания пути в снегу.
А вот сильно исторический снегоочиститель «Вадзима».
Кому-то может показаться, что очень уж много тут подобной снегоуборочной техники. Что ж, значит этот человек плохо представляет себе зиму на Сахалине.Вот из свеженького:
«Утром 31 декабря на перегоне станций Заозерная - Пугачево Сахалинской железной дороги (219 км) снежной лавиной был сбит с пути тепловоз и снегоочиститель (СДПМ)».
http://www.skr.su/?div=skr&id=60566.
Это его откапывают.
А это пропускают скорый поезд Ноглики — Южно-Сахалинск.
Продолжим.
25-тонная цистерна 1954 г. Странно только то что информацию на бочке как будто бы закрасили и нанесли снова. Может железнодорожники и привирают.
Пригородный дизель-поезд «КиХа-02», когда-то купленный в Японии для здешних условий.
Сейчас его заменил пригородный японский же Д2. Он посовременнее, конечно, но тоже уже вполне годится в музей. А на настоящий момент он выполняет четыре пары рейсов в день — две в Быков и две до Новодеревенской.
А вообще расписание очень скромное:
Пригород — Новодеревенская и Быков (по два рейса, один в Быков засылается пустым и в расписании не фигурирует). Вагоны с тетками ходят в Томари и Корсаков (почему в Корсаков не гоняют Д2 я не знаю). А дальнее следование совсем крохотное - дневной девятисотый поезд до Тымовска и два ночных до Ногликов (Экспресс №1 :) и народный 601).
Расписание составлено и действует по местному времени (+7 часов МСК) но в билетах дальнего следования указывается все равно московское. Система «Экспресс», видимо, иначе не умеет.
Прибывает поезд №602 Ноглики — Южно-Сахалинск.
Таких локомотивов ТГ-16 Людиновского завода у нас тоже не встретишь. Причем других тут и нет — ни привычных нам тяговых пассажирских, ни тяговых грузовых. Столь странный выбор обусловлен сложными природными условиями, для которых лучше всего подходят почему-то людиновские тепловозы.
А вот вагоны — самые обыкновенные.
099 сверху в цифровом шифре это как раз и есть принадлежность к СахЖД (когда-то она была отделением ДВЖД, но с 15 апреля 1992 г. автономна и независима).
Посмотрим на карту железных дорог острова.
Основной пассажирской артерией является транссахалинская трасса Южно-Сахалинск — Ноглики, а остальные ответвления по сути являются подъездными путями к портам, терминалам и местам горнодобычи. Пассажиров там ждут не очень.
Плюс карта еще и врет, дорога Ю.-С. — Николайчук — Холмск разобрана.