Впервые я увидел монастырь из окна 102-й школы куда ходил учиться. Точнее я не знал, что это было за строение на возвышенности, куда выходили окна моего первого “Д” класса. Оно было когда-то зелёным, это было видно издалека не смотря на слезающую краску. Одноклассники говорили, что там склад оружия оставшегося с войны.
Став постарше мы стали ходить в рощу, потом через рощу купаться на дамбу Северного водохранилища обносив по дороге сады и огороды, а когда прочистили канал в роще - купались прям под облезжшими зелеными стенами. И стало ясно, что нет там склада оружия, там гаражи совхоза, а когда-то была церковь. Не смотря на святость места в этих гаражах работал педофил, которого мы ходили ловить на живца всем двором.
Собственно почему я ударился в воспоминания? В газете “Приазовский край” за 12 февраля 1903 опубликована заметка :
“П. Я. Любимов составил проект постройки предполагаемого в Ростове женского монастыря, который на днях рассмотрен специалистами-инженерами областного отделения и в техническом отношении утвержден. Монастырь задуман в широком масштабе. На отведенных городом двух десятинах земли в Затемерницком поселении (около кладбища) будет построено 2-х и 3-х этажное здание длиной до 50 саженей, с 2 крыльями (в виде буквы П), длиной по 25 саженей. Первоначально приступят к постройке одного крыла и церкви с таким расчетом, чтобы церковь могла иметь, в случае надобности, отдельный приход. В монастыре будет до 150 келий и по несколько залов для рукоделия и иконописи. В будущем посередине двора будет построен собор, а также больница и школа. Монастырь строится монахиней Екатериной во имя Иверской Божией Матери и святителя Николая о здравии ныне Царствующего Дома. Постройка будет вестись хозяйственным способом. Во всем здании предположено устроить центральное колориферное отопление. Благодаря большому уклону местности, будущее здание проектировано несколько своеобразно, в 1, 2 и 3 этажа, с соблюдением общего характера фасадов.”
В глаза сразу бросается выбор места, так как место в котором сейчас стоит монастырь никак нельзя отнести к Затемерницкому поселению, да и кладбища тут не было.
Будем гулять от кладбища. До указанной даты городских кладбищ в Ростове было одиннадцать. Откроем карту 1902 года землемера Мамонтова.
«Затемерницкое» кладбище располагалось на западной окраине города в Затемерницком поселении. Кладбище функционировало с 1890 года. По законам того времени кладбища должны были находиться не ближе полверсты (533 метра) от жилой застройки. В советское время стало называться «Ленгородским», закрыто в послевоенное время Сейчас на этом месте расположен парк Собино.
Но видимо из-за экологической обстановки (соседства с фабриками и заводами) монастырь перенесли в район купеческих дач. Участок располагался в двенадцати верстах от Ростова и имел на своей территории родник, который вскоре стал известен своими целебными свойствами.
В народе монастырь получил название «Федоровский». Это даже отображено в воспоминаниях Веры Пановой :
“Однажды Кошкины пригласили ее с нами погостить у них летом на даче. Дача находилась под Ростовом, за Федоровским монастырем, на берегу речушки Темерник. Мы поехали туда на извозчике. Помню, заехали в монастырь, и монашки показывали нам, детям, свое хозяйство, в том числе плодовый сад и пасеку. У меня была книжечка "Пчелы, осы и термиты", я знала много о пчелах, но ульи видела впервые и впервые же ела сотовый мед, которым нас угостили монашки. Кроме меда на стол были поданы прекрасные сливы, темно-лиловые и янтарно-желтые, и, что бывало редко, нам разрешили их есть сколько угодно, и мы налакомились вволю.
Для пчел у монашек были специальные посевы. Небольшие поля гречихи и медуницы лежали среди зелени розовыми и синими платками, над ними гудели пчелы. Мы проехали также мимо болгарских огородов, необыкновенно красиво возделанных, их содержали болгары-огородники, они продавали свои чудесные овощи на ростовских базарах. Трудно даже поверить, что обыкновенные капустные гряды могут выглядеть так красиво.”
Именовали его, так как попечителем монастыря стал ростовский купец С.И.Федоров.
“Святейший Правительствующий Синод, 23 октября 1906г., сообщил Правительствующему Сенату, ведением, что, определением Святейшего Правительствующего Синода постановлено на жертвуемом купцом Самуилом Федоровым земельном участке, состоящем близ г. Нахичевани, Ростовского округа, Екатеринославской епархии, учредить женскую общину, с наименованием оной «Троице-Алексеевскою», с таким числом сестер, какое община в состоянии будет совершать на свои средства, и проект устава сей общины утвердить”
Сохранилось предание, что купец строил монастырь ради своей шестнадцатилетней дочери, пожелавшей удалиться от мирской жизни. В 1905 году по заказу С.И. Федорова известный архитектор Н.М. Соколов выполнил проект небольшого каменного монастырского храма.
Не смотря на то, что в заметке говорится, что монастырь строится монахиней Екатериной, первой настоятельницей новосозданной обители стала игумения Анастасия, под руководство которой, вскоре собралось около 50-ти сестер.
Строительство храма завершилось в 1908 году, и его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, список которой подарил монастырю его благодетель купец Федоров.
В 1919 году, когда нависла угроза закрытия монастыря, игумения Анастасия нашла мудрое решение: община была зарегистрирована как сельхозартель. В годы гонений монастырская жизнь продолжалась, скрываясь под названием артели. Здесь были птичий и скотный дворы, хлебопекарня, кухня, большая пасека, фруктовый сад, искусственные запруды для разведения рыб и прекрасный розарий.
Все оборвалось в 1929 году… Монастырь закрыли. Все имущество передали в собственность государства. Послушницы и монахини были изгнаны с монастырской земли, а семидесятилетнюю игумению Анастасию и ее ближайших помощниц судили и выслали на шесть лет в Сибирь. После закрытия монастыря, главки храма и колокольню разобрали, а в здании храма поместили клуб свинооткормчего совхоза. В корпусе, где были монашеские келии, расположили сначала детский дом, потом мастерские, склады и т. д.
С 1991 года - день за днем, шаг за шагом из руин поднимался Свято-Иверский монастырь и сегодня на его территории царит особая атмосфера.