Найти в Дзене
Ростов-город, Ростов-Дон... О героях Отечественной войны уже написано много книг. Подвиги славных советских воинов являются неиссякаемым источником для творчества наших писателей и очеркистов. В те грозные годы особенно ярко раскрылись драгоценные качества советских людей, и тема о войне, равной которой не было в истории, долго еще будет привлекать внимание литераторов. И здесь важны не только крупные художественные произведения, но и очерки, зарисовки, дневники — словом все, что может ярко и правдиво рассказать о нашем великом народе. Видимо, этими соображениями руководствовался Ростиздат, издавая небольшой книгой очерк Михаила Андриасова «Шесть дней». В нём повествуется о солдатах и офицерах отдельного стрелкового батальона, которым командовал Гукас Мадоян. Несмотря, на то, что книга вышла в 1947 году, когда были живы очевидцы и участники тех событий, некоторые исторические факты были изменены в угоду художественности произведения. Я уже разбирал отрезок с погонами Гукаса Мадояна. Если интересно, то можно ознакомится по ссылке dzen.ru/...gtj Сегодня разберём другой фрагмент очерка "Шесть дней", где на шестой день бойцы запевают известную всем горожанам песню: "- Лидочка, сестричка, спойте что-нибудь... -Придумали вы, Саша! Нашли время для песен... - А что, самое подходящее. Пока затишье... - Вот дотошный. Что спеть-то? - темнота скрыла ее улыбку. - Про наш Ростов знаете? Хорошая песня. - Нет, не слышала... - Так я сам... - Вам нельзя, Саша. - Вы, Лидочка, чистый милиционер: нельзя да нельзя... Я тихо... И полушепотом, часто переводя дыхание, он запел: Мы жили в этом городе, Любили в этом городе, Ходили в этом городе гулять... Песня понравилась, к ней прислушивались. А Ковальчук продолжал: ... Пришла война суровая Зажгла огни багровые, Хлебнули мы свинцового дождя. И покидая город наш, Любимый, светлый город наш, Мы в сердце уносили уходя: Эх! Ростов-город... Бойцы негромко поддержали: ... Ростов-Дон! Синий звездный небосклон. Улица Садовая, Скамеечка кленовая, Ростов-город... Где-то в отдалении гулко ударили орудия. Песня оборвалась. Все насторожились." Несмотря на то, что будущий гимн Ростова-на-Дону был написан Анатолием Сафроновым и Матвеем Блантером после первого освобождения города, с выходом песни в эфир пришлось подождать, виной тому стала военная обстановка. Положение на южном фронте осложнилось, и Ростов-на-Дону снова был захвачен немцами. И лишь в феврале 1943 года, когда после разгрома Сталинградской группировки гитлеровских войск Ростов-на-Дону вновь был освобожден от захватчиков, пришло время песни. Она была исполнена по радио Краснознаменным ансамблем, пел её Георгий Виноградов.
1 год назад
Устный счёт в подземном переходе
Ростовчанам хорошо знакома мозаика с примером в подземном переходе Большая Садовая улица - Ворошиловский проспект. Некоторые даже знают правильный ответ. Но немногие знают, что за основу мозаики взята картина из Третьяковской галереи русского художника Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» Конечно первая заметная параллель-пример на доске и поза задумчивого мальчишки почесывающего голову. Однако на мозаике есть ещё несколько отсылок к картине. На картине можно увидеть,...
1 год назад
Мастер и магазин. Пока идут споры вокруг новой экранизации "Мастера и Маргариты" вспомню одну городскую легенду про Михаила Афанасьевича. Когда в 1919 году Булгакова призвали в добровольческую армию, он поехал на Кавказ. Ожидая перецепки паровоза в Ростове-на-Дону, Михаил пошёл сыграть на бильярде. Проигрался в пух и прах, заложил золотой браслет жены Таси, взятый, видимо, на чёрный день. Оказавшись без денег, Булгаков долго бродил по незнакомому городу. Зашёл в ближайший от железнодорожного вокзала гастроном на Большой Садовой, но вынужден был уйти голодным, глотая слюни. Абсолютно случайно Михаил встретил на улице двоюродного брата Константина, которому и отдал закладную квитанцию на проигранное ювелирное изделие с просьбой при первой же возможности выкупить браслетку. Константин дал брату немного денег, и Булгаков смог купить себе еду и бутылку водки в гастрономе. Ближайший к вокзалу гастроном в то время находился в доме на Большой Садовой, 16, и принадлежал Александру Зурабовичу Аргутинскому-Долгорукову, потомку древнего княжеского рода, происходящего из Грузии. Дом этот сохранился до наших дней, сейчас он имеет номер 10, но гастронома там давно нет. Не исключено, что именно в этот ростовский гастроном, спустя двадцать лет, Булгаков и отправил в своём великом романе работать директором Стёпу Лиходеева: " Немедленно после выхода из клиники, в которой Степа провел восемь дней, его перебросили в Ростов, где он получил назначение на должность заведующего большим гастрономическим магазином. Ходят слухи, что он совершенно перестал пить портвейн и пьет только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел. Говорят, что стал молчалив и сторонится женщин."
1 год назад
В 1966 году в ростовском книжном издательстве вышла книга "Рюма в стране ирокезов" писателей Марии Ивановны Анисимовой и Владимира Яковлевича Боброва. Я не смог найти информации про авторов кроме их трудов, но посвящение книги "Вениамину Константиновичу Жаку — человеку чистого сердца.." и место издательства подсказывает, что они наши - ростовские) Книга повествует о детском доме в голодные 20-е годы, что несильно бьётся с сюжетом мозаики. Но есть там один отрывок, который очень сильно перекликается с фрагментом панов подземном переходе Ворошиловский/Садовая: "Итак, Сипягина дача служила ареной коварных набегов и жестоких битв. Здесь проходили мрачные Советы Вождей с обязательным священным костром и традиционной Трубкой Мира. Кстати, о трубке мира. Это вместительная трубка с полуметровым ореховым чубуком. Местный скульптор, он же искусный резчик по дереву, Левка Ведерников, иначе — Левка Амба, две недели вырезал ее из кизилового корневища. Трубка вышла на славу. Она изображала грозного крючконосого Духа Прерий. У духа тонкие злые губы, а из-под нависших бровей устрашающе смотрели два разных по цвету глаза: один — карий, а второй — черный, с ярким зеленым ободком. Добыча глаз — эпопея. В городе жила семья Зеленских. ... У Зеленских была пятилетняя девочка Элла, у Эллы — плюшевый Мишка, а у плюшевого Мишки — два чудесных коричневых глаза, так необходимых для Трубки Мира. Отнять у Эллы Мишку, выдрать у Мишки глаза было бы плевым делом, если бы не Рэкс. Огромный, добродушный на вид, серый Рэкс с темным ремнем вдоль хребта. В характере пса — врожденное недоверие к детдомовским пацанам. Ближе пяти шагов он их к Элле не подпускал: видимо, знал, что мальчишки охотятся за Мишкой. Элла — непоседливый ребенок. Она играла у себя во дворе и на улице, уходила в городской парк и забиралась в самую гущу деревьев. Казалось бы, ничего не стоило похитить драгоценные глаза Мишки, но… Рэкс. Четвероногая нянька не отставала от девчонки ни на шаг. Элла бросала Мишку и гналась за бабочкой, а Рэкс хватал игрушку и догонял маленькую хозяйку. Целую неделю охотились «индейцы» за плюшевым Мишкой и безрезультатно. Вот заигралась Элла, Мишка отброшен в сторону, пес сонно зевает и лениво отмахивается хвостом от надоедливых мух. Юные ирокезы и команчи ползут в густой траве. Ползут со всех сторон. Вожделенная добыча рядом: стоит только протянуть руку, и Мишка похищен. Но Рэкс настороже. Он поднимается, грозно рычит, у него дыбится шерсть на загривке, и бесстрашные «индейцы» ретируются." Нашёл, ли я ещё один источник вдохновения Лабинцева или мне это просто показалось?
1 год назад
Ко дню рождения Dr. Che Известно, что Антон Павлович Чехов в письмах обращаясь к жене, называл её по разному, в том числе и "милая моя собака". Забавно, что гласные городской думы в 1913 году, именем Чехова первоначально назвали Собачий переулок, а не Малый проспект который мы сегодня знаем как проспект Чехова. Вот как об этом писал «Южный телеграф» 10 апреля 1913 года: "Для автора «Вишневого сада» другого места в городе не оказалось. Надо знать этот кривой, бесформенный закоулок, его «историю» и значение, чтобы понять, почему народ назвал его «Собачьим». Один из скверных задворков Большой Садовой улицы, еще в недавние времена он был населен разным темным людом, подонками улицы и служил притоном всякого отребья. В Собачьем переулке совершенно бесследно могли ограбить, убить. Даже полиция не всегда безбоязненно могла входить в него. Неужели нельзя было – раз наша Дума признает Чехова и желает почтить поэта сумерек и русской грусти – отыскать для Чеховского имени другую какую-нибудь улицу, помимо грязного Собачьего переулка."
1 год назад
Мозаика на станции юных техников г.Сальск Январь 2024.
1 год назад
Зачем нам "Солнце в бокале"?..
Есть в Ростове один экскурсионный маршрут который я никак не могу осилить -"Барная миля У поколения жившего в советском Ростове тоже был свой маршрут поднимающий настроение. Одной из точек в котором был магазин "Солнце в бокале" на Будённовском проспекте. Почти 50 лет назад, в феврале 1974 года, там открылся дегустационный зал. Стены зала были отделаны мрамором, вдоль стен - стеллажи с бочками и бутылками вина. Сеансы дегустации проходили четыре раза в день. Продолжительность - 40 минут. Посетителей знакомили с историей донского виноделия...
1 год назад
Орден "Победа". С одной стороны, это самая редкая награда. Всего было 20 награждений и семнадцать кавалеров (трое награждались дважды, дорогой Леонид Ильич лишён награды посмертно). С другой - это самый распространённый визуальный образ. И Ростов "получил" такой орден дважды. Первый орден можно увидеть в подземном переходе Большая Садовая улица/Будённовский проспект. Второй установлен на площади 5-го Донского корпуса. Интересно, что изначально орден был "серебренным", а недавно ему придали сходство с оригиналом. Дополнительный материал. Открытие обелиска воинам 5-го гвардейского Донского казачьего Краснознаменного Будапештского корпуса состоялось 28 мая 1975 года. И в ансамбль помимо подковообразного барельефа входила стела. Которая на сегодняшний день утрачена (видимо при строительстве съезда с проспекта Стачки на проспект Сиверса). А ещё ранее на площади стоял монумент с пиксельно-мозаичным Лениным
2 года назад
Сорок лет стелы. До и после.
Сорок лет назад, 8 мая 1983 года на Театральной площади состоялось открытие Монумента-стелы «Освободителям Ростова». Памятник служит напоминанием современникам о страшных днях Великой Отечественной войны. Но история стелы началась за сорок лет до открытия. 14 февраля 1943 года, когда город освободили от немецко-фашистских войск на Театральной площади состоялся митинг, на котором было принято решение, что в этом месте позднее появится памятник бойцам красной армии, воинам-освободителям Ростова. Через год был установлен небольшой памятник из гранита...
162 читали · 2 года назад
#прогулкино На первом канале стартовал шестой сезон сериала "По законам военного времени". Предыдущие сезоны меня не интересовали, а действия и съёмки последнего происходят/ли в Ростове. Вот я и решился на просмотр. Современное кино без ляпов не бывает) В кабинете военного юриста первого ранга висят две карты: одна - Ростовской области, вторая- Азово-Черноморского края. Такое маловероятно. Азово-Черноморский край — административная единица СССР, существовавшая с 1934 по 1937 гг. В его состав входили Адыгейская АО, область и территории нынешних Краснодарского края и Ростовской области.13 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР Азово-Черноморский край был разделён на Краснодарский край с центром в г. Краснодаре и Ростовскую область с центром в г. Ростове-на-Дону. А действия фильма происходят в ноябре 1941 года. Послесловие. Думаю сделать серию публикаций с угадыванием мест ставших съёмочными площадками. Вам будет интересно?
2 года назад
Нью-Йорк, Нью-Йорк...
Случайно зацепившись взглядом за слово как за торчащую из клубка люблю разматывать историю. Так в газете «Молот» от 7 апреля 1948 года в заметке "Восстановление и благоустройство Ростова" читаю: " Заканчивается восстановление дома № 19 на улице Подбельского. Сейчас здесь идут отделочные работы — красятся полы, белятся стены. К Первому мая в светлых, просторных комнатах нового дома поселятся строители-одиночки треста «Ростовгорстрой»." Подбельского это до революции и сейчас Соборный переулок. В этом здании сегодня на первом этаже ресторан "Штефан Бургер" Так здание выглядело в 1993 году...
5 лет назад
Такие разные дворцы-близнецы
30 марта 1950 года газета "молот" сообщала: "Министерство сельскохозяйственного машиностроения СССР и управление по делам архитектуры при Совете Министров СССР утвердили технический проект строительства Дворца культуры на Ростсельмаше, разработанный ростовским архитектором А...
5 лет назад