Найти тему
Записки Прихожанина

Маленькими шагами в Царствие Небесное

«Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринимать труднейшее» Иоанн Лествичник.

Хватаясь за большое, мы упускаем меньшее и в итоге сидим у разбитого корыта. Если пост, дак по монастырскому уставу. Если молитва, то как великие подвижники. А если милостыня – отдай и последнюю рубаху, оставь семью без куска хлеба.

Виной всему – гордость и бесовские прелести. Враг хочет, чтобы мы надорвались духовно. Шепчет:

«Что ты с одними и теми же молитвами возишься? Прочти, как старец Акакий молился. Вот это да, подвижник, не то что ты».

Мы сразу хватаем эту наживку, нам бросают вызов. «Ах ты так, да я тебе покажу, как могу!» и начинается по поговорке «заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт». После нескольких потуг, мы в итоге бросаем это дело и уходим в уныние. «Я ничтожество, ничего не могу» и так далее.

не теряя надежды.
не теряя надежды.

Никто придя впервые в спортзал не идет тягать штангу в 100кг. Сначала 5, потом 10 и по нарастающей. Так и с любым духовным деланьем. Сначала одна молитва, потом четыре. Хочется делать добрые дела? Сначала научимся думать хорошо о людях, пытаясь не осудить.

Порой кажется, что дело мелкое и стоит гроши, лучше возьмусь за что-то великое. Но Господь похвалил бедную вдову за одну лепту. Дать нищему 5 рублей, это много или мало? Если с любовью – то много.

Со временем, мы приобретаем мало-мальский духовный опыт и опасно оставаться на уровне невоцерковленного. Нам больше дано, а значит и больше нужно отдать.

Враг рода человеческого включает обратную стратегию:

«Да ты надорвешься! Нельзя много молиться, поститься, часто причащаться, а то прелесть! Давай, сворачивай удочки, не строй из себя подвижника».
Искушение Иисуса Христа в пустыне.
Искушение Иисуса Христа в пустыне.

Проглотив наживку, появляется нерадение. Мы находим 1001 оправдания, чтобы не причащаться, не жить полноценной христианской жизнью. Бес вновь побеждает, а мы духовно деградируем.

Но вот мы понимаем, что духовный бицепс стал дряхлый, а враг наводит печаль:

«Смотри каким ты раньше был. Утром и вечером молился, людям помогал, в храм летел на крыльях, а сейчас что?»

Приняв это впадаем в уныние, лукавый ликует.

Выход только один: молитва к Господу. Мольбы Его помочь нам, выбраться из этого состояния. Просьба протянуть руку помощи. Возможно, Господь попустил впасть в эти состояния, чтобы увидели, какие мы на самом деле. Гордые, немощные, не могущие ни одного шага без Него ступить.

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8)

Пишет апостол Пётр. Лукавый сгорает от зависти и злобы к человеку. Он лишен Царствия Небесного навсегда, а люди вновь могут жить с Господом. Потому нужно быть бдительным, как часовой на линии фронта. Враг всегда может напасть, проникнуть в тыл, нанести сокрушающий удар.

Бояться их не нужно, но и недооценивать тоже нельзя. Западный богослов Клайв Льюис в свое время написал книгу «Письма Баламута», где хорошо описан примерный образ действий бесов. Советую к прочтению.

Как итог, приведу цитату для размышления из этой книги:

«Поймай его(человека) в тот момент, когда он забыл о духовной бдительности, подсунь ему приятную мысль: «А ведь я становлюсь смиренным». Если он очнется, увидит опасность и постарается заглушить новый вид гордыни, заставь его возгордиться этим старанием, и так далее.» Письма Баламута.