Вместо стационарной ночёвки предпочёл сесть в поезд. По цене койкоместа в дешёвом хостеле на ночь мне был предоставлен целый вагон. Пустой. Правда здесь, впервые в жизни, проводник попросил купить билет на велосипед, мотивируя это наличием сурового начальника или проверяющего. Ну да ладно. Нет худа без добра (-70 руб).
Если вам надо ехать в поезде с велосипедом, выбирайте плацкарт с местами как можно ближе к выходу. Это самое удобное, что могут предложить РЖД. Не надо ничего разбирать, тщательно упаковывать - достаточно снять переднее колесо и забросить всё на третью полку.
Что я и сделал, расположившись в самом первом отсеке. Забавно, но ближе к утру в вагон зашла мама с подростком с билетами именно сюда, разбудив меня и вынудив освободить оные. Вывод: надо было занимать второй или третий от входа отсек.
Телепортироваться удалось на 280 километров к югу в ПГТ Подгоренский (поезд делал изрядный крюк и шёл почти 9,5 часов, что давало возможность хорошо выспасться и отдохнуть). Здесь уже Воронежская область.
Дороги Подгоренского района хорошего качества и пустынны. То, что надо для велосипедиста. Вокруг деревень пасторальные картины, напоминающие о другой жизни, которая постепенно уходит...
Преимущество велосипеда заключается, главным образом в мобильности. Ты можешь сделать путешествие, практически ни о чём не заботясь в "техническом" плане.
Считаю, что на велосипеде надо путешествовать в целом по таким локациям или маршрутам, где больше всего реализуется его потенциал, как транспортного средства: сложная логистика, плохое состояние дорог, необходимость каких-то нетривиальных действий, например, перейти реку вброд или проехать часть пути на поезде и т.п.
Максимальная польза от велосипеда в крупных населённых пунктах или на дорогах плохого качества, где он подчас даёт фору даже автомобилям.
В данной поездке было много чего такого, что без велика никак бы не удалось реализовать.
Съезжаю с асфальта на живописную грунтовку среди меловых холмов, где в долине снизу пасётся большое стадо коров.
Выпас неожиданно оказался окружён забором из колючей проволоки. Возвращаться я, конечно, не стал и сделал одну из самых нетривиальных вещей за все свои велопутешествия. А именно, перелез препятствие вместе с велосипедом. Невероятная дичь, но даже, вроде бы ничего не порвал.
Да, с другой стороны тоже был забор. Нет, обойти его было нельзя (выпас огромный). Т.е, конечно можно, но проще в этом случае было вернуться назад и поехать сильно вокруг по асфальтированной автотрассе.
Неподалёку находится Костомаровский пещерный монастырь. У его построек очень необычная архитектура, многие вырублены прямо из меловых выходов. Ехал целенаправленно.
Также день запомнился мощнейшими перепадами высот. Много раз я съезжал с огромной скоростью вниз, а потом долго и мучительно педалировал на повышенной (или пониженной, ну вы поняли :)) передаче.
Впрочем, сильной измотанности не было. К закату добрался до знаменитого Дивногорья, где на ночь был принят в Успенском монастыре. Спасибо братии.
Итоги дня получились самые скромные: приблизительно 130 километров.
Это значит, что для успешного завершения путешествия завтра придётся сделать больше 200!