Тема: Автоматизация звука Д.
Цели:
1. Познакомить с упражнениями для автоматизации звука Д.
2. Совершенствовать навыки устной и письменной речи.
Оборудование: тетрадь, ручка,
Ход:
I. Гимнастика для мускулатуры лица.
Чем более подвижны все мышцы лица, тем лучше работает каждая из них. В частности те, которые задействованы при речи. Понаблюдайте в зеркало, вы удивитесь, сколько разных мышц работает в момент речи. Тренировки будут направлены на развитие всех мышц. Начнём с самых простых упражнений.
1Улыбнуться, как можно шире. Держать улыбку подсчёт 5. Затем расслабить губы. Повторить10 раз.
2. Вытянуть губы вперёд, как для поцелуя. Держать под счёт 5. Затем расслабить. Повторить 10 раз.
3. Губы плотно сжать и вытянуть вперёд. Затем медленно сдвигать их то в одну, то в другую сторону, ощущая напряжение в мышцах. Повторить 10 раз.
4. Округлять рот, как для произношения звуков А, О, У, сильно напрягая губы. Повторить 10 раз.
5. Сильно сжать губы, напрягая все мышцы лица. Держать на счёт 5, затем расслабить. Повторить 10 раз.
II. Дыхательная гимнастика:
1.Вход и выдох через рот. Набрать полную грудь воздуха, задержать дыхание, потом медленно выдыхать через рот. Повторить 5-6 раз.
2.Вдох и выдох через нос. Плотно сжать губы, набрать воздух носом, затем медленно выпускать его через нос.
3.Вдох с задержкой дыхания. Набрать полную грудь воздуха, задержать дыхание на счёт 5, потом медленно выдыхать через нос.
4. Всё наоборот. Набрать воздух носом, задержать дыхание на счёт 5, затем медленно выдыхать через ром.
III. Артикуляционная гимнастика:
· Упражнения для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, имитировать жевание.
· Упражнения для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).
1.Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).
2.Лошадка. Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
3.Маляр. Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед - назад.
4.Барабан. Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
5.Комар. Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).
VI. Разминка:
- Медленно, сосредоточившись на артикуляции произносим звуки Л и Д. Важно уловить разницу. При произношении звука Л кончик языка только касается верхнего нёба. При произношении звука Д его нужно прилепить, и потом с силой оборвать.
2. Медленно нараспев произносим слоги: ла-ла-ла, да-да-да, ло-ло-ло, до-до-до, лу-лу-лу, ду-ду-ду, ли-ли-ли, ди-ди-ди, ле-ле-ле, де-де-де.
3. Произносим слова со звуком д в разных позициях: дочь, дёготь, деньги, дача, дядя, дума, дюйм, дикий, дыня, вдвоём, вздох, дневной, двойной, дракон.
4. Произносим слова на увеличение количества звуков: дым, вода, бидон, борода, водолей, водоросль, передовая, недоделка, недослышать.
VI. Работа с чистоговорками:
Од-од-од — здесь летал удод.
Од-од-од-од — поливаем огород.
Ед-ед-ед — на диване плед!
Ед-ед-ед — на диване дед!
Уд-уд-уд — рыбы полон пруд.
Ду-ду-ду-ду — рыба плавает в пруду.
Ду-ду-ду — я гулять иду!
Ду-ду-ду — я тебя найду!
Ду-ду-ду — яблоки в саду.
Ды-ды-ды-ды — яблок полные сады!
Да-да-да — в кране есть вода!
Ад-ад-ад — поливаем сад!
Ди-ди-ди — спрячусь, ты найди!
VII. Работа со скороговорками:
Дарья дарит Дине дыни.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Дед Данила делил дыню:
Дольку Диме, дольку Дине.
На дворе дрова, за двором дрова,
под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь.
VII. Развитие связной речи:
Ответьте на вопросы и запишите их:
- Вы знаете, какое растение изображено на картинке? Что это?
- Какого цвета у вишни цветы?
- Какие в цветах тычинки?
- В каком месяце цветёт вишня?
- Когда на ней появляются первые плоды?
- Чем отличаются цветы вишни от яблони?
Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e517aad92b8200f2f573cce/edit
Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e563cfa3921b63e2061748d/edit
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.