Старец Иероним с о. Эгина давал советы своим посетителям относительно духовного подвига. В частности, он говорил:
«Наслаждайтесь духовной жизнью. Нет ничего слаще ее. Подвиг жесток, но сладки венцы. Сурова зима, да сладок рай. Без подвига мы не приобретаем добродетели». «Избегайте празднословия. Я за те сорок лет, которые служу на Эгине, не сел и одного раза за стол. Когда настаивали, то самое большое, если я пил одну чашку кофе. Ничего больше. Большая смелость в обращении, откровенность и вольность ослабляют сопротивление человека, потихоньку приходит искуситель и ввергает нас в обстояния. Поэтому лучше избегайте этого, насколько возможно». Еще он использовал притчу, чтобы поддержать новоначальных. Часто он рассказывал историю о маленьком растении, «которое в начале подрастает мало, на одну пядь, и остается таким. Садоводы думают, что оно, несмотря на уход, больше не подрастет, и скорбят. Но через малое время, когда кажется, что оно уже больше не вырастет, это растение разрастается и поднимается высоко».
Без бодрствования не может быть духовного подвига. Старец Евсевий подчеркивал:
«Требуется внимание и прилежное наблюдение за внутренним и внешним человеком, чтобы замечать хорошенько то, что в нас. То, что не Божие, мы должны отвергнуть, а отсутствующее в нас благое, которое Бог заповедует нам иметь, мы должны приобрести. Когда мы так исследуем самих себя и имеем ревность, Божественная благодать нас совершенно избавляет от зла, и мы приобретаем добродетель».
Старец Амфилохий говорил:
«Духовные подвиги должны носить печать искренней любви и смирения. Потому что только имеющий это одеяние не считается ни с трудностями этой жизни, ни с ненавистью сатаны, ни со злобой, которую показывают его орудия».
Раскрытие некоторых сторон жизни старцев особенно интересно. Святой Анфим с о. Хиос, обращаясь к монахиням – своим духовным дочерям – говорил:
«Если бы я был и неграмотным, то все равно великими подвигами пытался бы чего-нибудь достичь. Постами, бдениями, молитвами, слезами, коленопреклонениями, мучениями день и ночь. Фарисейскими кажутся мои слова, но я говорю их для вашего укрепления. Я говорю не по-фарисейски, а по-отечески. Демоны меня жгли и мучили, но я крепился. Хлеба я не доедал, воды не допивал, не насыщался сном и многое другое делал, что Бог только знает. Я не дал упокоения своей плоти. Зеленой ветки я не дал сам себе. Мешок мне был подстилкой и, опираясь на корень оливкового дерева, я засыпал ненадолго. Демоны не оставляли меня в покое ни на минуту».
Достойны внимания советы старца Иоиля своим духовным чадам:
«Без креста никто не приходит в рай. Но крест свой мы должны поднимать, а не волочить. Чтобы поднять свой крест, мы должны видеть нашу духовную цель. Возьмем для примера стол. Если кто-нибудь его возьмет за один край, то сможет поднять его лишь с большим трудом и ненадолго, даже если он и обладает поразительной мышечной силой. Но если возьмет его в середине, то легко его поднимет и легко перенесет его туда, куда пожелает». «Имейте ясность. Потихоньку становитесь искренними». «Да» да будет «да», и «нет» – «нет». Не забывайте никогда следующего: что имеете в сердце, то должны иметь и на устах. Но то, что имеется на устах, обязательно должны иметь вы и в сердце». «Не забывай, что Бог уважает твою свободу. Твое спасение в твоих собственных руках. Бог, чтобы тебя спасти, хочет, чтобы того же желал и ты».
Старец Паисий советовал:
«После выхода из церкви в тысячу раз лучше убегать от людей, как от дикого зверя, чтобы сохранить свое духовное рассуждение и то, что вынес из церкви, чем сидеть и глазеть на шубы или галстуки, и раздражаться царапиною, которую сделает враг тебе в сердце».
Любовь должна руководить духовным подвигом. Старец Порфирий советовал:
«Должно совершать свой духовный подвиг не с проповедями и препирательствами, а с настоящею, но тайною любовью. Когда мы доказываем свое, другие сопротивляются. Когда мы их любим, они приходят в умиление, и мы их покоряем. Когда мы любим, то думаем, что приносим пользу другим. В действительности же мы приносим пользу самим себе».
Тот же старец говорил:
«Что делаем, да будем делать с желанием, свободно, ответственно и с удовольствием».
Достойны упоминания следующие практические советы старца Георгия из г. Драма:
«Никогда не завидуй богатому. Всегда живи скромно и смиренно, без эгоизма, потому что эгоизм – это страшный грех. Когда слышишь, как осуждают другого, пусть это и правда, никогда не добавляй и своих осуждений, но всегда говори хорошее и скорби о нем. Всегда заботься о любви к нищим, старым, сиротам и больным. Общайся с теми нищими и, вообще, с теми людьми, которых другие унижают. Честным трудом зарабатывай свой хлеб. Не забывай милостыни. Это путь, по которому ты должен идти. Всегда думай о том, чего бы сделать доброго. Это и есть христианская жизнь».
В духовной жизни преуспевают любящие Христа. Старец Иероним, чтобы подчеркнуть эту истину, использовал следующий пример:
«Если ты хочешь за год сварить два-три килограмма фасоли с помощью одной горсти угля, то ничего у тебя не выйдет, ибо мало огня. Так же и в духовном. Если ты имеешь мало любви ко Христу, то у тебя нет преуспеяния. Нужно умножить любовь».
Интересны и следующие примеры, которые использовал старец Иероним, когда давал советы своим духовным чадам:
«В одной стене мы имеем два крана, один выше другого. Если откроем нижний кран, то вся вода вытечет, и вверху не останется ничего. Так случается и в духовном. Закроем нижний кран, который является недуховной любовью к людям и к мирскому, и откроем верхний кран, то есть укрепимся в своей любви к Богу». «Овес подкрепляет коня. Когда конь здоров, он работает и послушен, и радует своего хозяина, и тот прибавляет корма коню. Нечто подобное бывает и с нами. Если мы послушны Богу, подвизаемся и сильно вожделеваем блага, то Бог прибавляет нам благодать и духовные блага. От нас зависит, будем ли мы духовно насыщаться или голодать». Обращаясь к обучающемуся музыке, он сказал: «Хороший ты музыкант, но не нашлось мастера, который бы помог тебе стать лучшим музыкантом. Приведу тебе один пример. Из дикого дерева в лесу мастер может сделать прекрасный стол. Но если не найдется мастера, то дерево останется таким, как есть».
Старец Паисий говорил:
«Христос – весь любовь, доброта, утешение, и с Ним всегда легко дышать. У Него в изобилии духовный кислород».
Пожалуйста подписывайтесь тут, что бы дзен показывал это другим.
Почему так много сект и людей в них ?