Старец Филофей на вопрос, почему люди не становятся святыми, говорил:
«Причина в нас самих. Во-первых, в нашей склонности ко злу; во-вторых, в нашем нерадении и лени; в-третьих, в малой или даже отсутствующей любви к Богу и к небесному; в-четвертых, в нашей вседушной любви к мамоне (богатству) и в нашем устремлении и привязанности к дольнему и материальному».
Старец Порфирий говорил своему духовному чаду:
«Да приблизимся ко Христу, но не от страха за то, что с нами будет после смерти, а откроем Ему наши сердца – как мы стягиваем с окна занавес, и тут же внутрь врывается солнечный свет – чтобы пришел Христос и к нам, и мы Его возлюбили истинно. Это лучший способ».
Полезный совет старца Иеронима:
«Снаружи кажись одним человеком, а внутри будь другим. Как это? Будь человеком таинственным».
Старец Иаков, чтобы лучше уразуметь суетность жизни, часто посещал кладбища. Он говорил:
«У меня вошло в привычку ходить на похороны и регулярно – на наше деревенское кладбище. Это, конечно, не значит, что у меня тогда была меланхолия или душевная тревога. Я ходил и философствовал о суетности и мимолетности жизни, и память смерти зарождалась в моей душе».
Старец Паисий говорил:
«В начале духовной жизни Бог по любви не разрешает человеку ни познать свою греховность, ни Его многие благодеяния, чтобы он не отчаялся, особенно если он впечатлительный».
В духовном подвиге необходима надежда с терпением, ибо, как говорил старец Паисий,
«они прогоняют зиму с морозами и приносят весну с хорошей погодой, которая согревает землю солнечным теплом и расстилает свой зеленый ковер. Не будем ждать духовной весны, если не переживем сначала духовную зиму, во время которой околеют духовные паразиты. Да не ждем, чтобы в нас проросло Божественное, если еще не умерло человеческое».
Между людьми встречаются различные характеры. Старец Иосиф говорил об этом:
«Есть мягкие души, которых легко убедить. Но есть и жесткие души, которые покоряются нелегко. Они так же отличаются друг от друга, как вата от железа. Для ваты достаточно только помазание слова, в то время, как для покорения железа нужны пламя и печь искушений. И человек, имеющий жесткий характер, чтобы очиститься, должен показать терпение в искушениях. И если он не имеет терпения, то похож на светильник без масла, который вскорости гаснет и погибает».
Христиане должны осознать, что в их жизни есть высочайшая цель. Старец Евсевий говорил об этом:
«Смысл и цель, ради которой и живет человек на земле, есть уподобление его Христу». И это удастся, «когда он увидит во Христе совершенный идеал и будет жить и поступать согласно Его словам и заповедям».
Старец Амфилохий говорил:
«Духовное возделывание возможно только на земле сердца, потому что только в нем можно посеять духовные семена, чтобы потом пришел благодатный дождь Святого Духа и возрастил настоящие плоды, которые сохранятся в двух хранилищах: во-первых, на небе и потом в хранилище земном – для нищих людей и тех, кто имеет духовную жажду».
Об истинной христианской жизни старец Порфирий говорил:
«Многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна. А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви». И в другой раз добавил: «Отныне мы должны приобретать благодать Божию. Без благодати Божией наши старания не принесут плода и мы не войдем в рай. Бог тогда дает нам Свою благодать, когда мы смиренны».
Духовный подвиг старец Порфирий уподоблял возделыванию сада. Он говорил:
«Что такое духовный подвиг? Вот душа – это сад, разделенный на две части. На одной половине всходят колючки, а на другой – цветы. Есть у нас и цистерна с водой, с двумя кранами и двумя желобками. Один направляет воду к колючкам, а другой – к цветам. Каждый раз я могу открыть только один кран. Я оставляю колючки неполитыми, и они увядают, поливаю цветы, и они цветут».
Для победы над страстями нужен большой внутренний подвиг. Старец Иосиф разъяснял:
«Добрые дела, милостыня и все внешнее мало умертвляют высокомерие сердца. Душевный же подвиг, боль покаяния и сокрушение смиряют высокое мудрование».
Пожалуйста подписывайтесь тут, что бы дзен показывал это другим.