Найти тему

Духовный подвиг. Краткие советы Афонских старцев. Часть 1.

Усопший Ефрем Аризонский и Филофейский (Мораитис).
Усопший Ефрем Аризонский и Филофейский (Мораитис).

Старец Порфирий говорил:

«Когда придет и вселится на всем пространстве нашей души Христос, тогда уходят все проблемы, все заблуждения, все затруднения. Уходит тогда и грех».

Богослову, который утверждал, что христианин должен быть деятельным человеком, старец Иоиль сказал:

«Ох, несчастный! Ты не оставляешь кипучую деятельность, чтобы посмотреть на твое собственное развитие? Мы все в кипучей деятельности и оставляем свои души, которые становятся запущенными полями. Тщательным возделыванием очисти свою душу от страстей, и тогда то, что принесешь своему ближнему, принесешь не от своей пустоты, а от своей полноты».

Духовный подвиг должен совершаться с усердием. Старец Анфим говорил:

«Усердие и нерадение – это два сильных средства. Одно нас соединяет с Богом, а другое разлучает. Усердие – это раскаленное железо. Нерадение – это холодное железо, которое, как бы ни стучал по нему молотобоец, нельзя размягчить и что-нибудь из него сделать, в то время, как раскаленное железо очень пластично».

Старец Паисий особенно подчеркивал роль совести в духовной жизни. В частности, он говорил:

«Совесть -это первый закон Божий, который Он начертал глубоко в сердцах первозданных людей, и с тех пор каждый из нас, когда рождается, перенимает его от своих родителей. Кто утончил свою совесть ежедневным поучением самого себя, чувствует уже самого себя чуждым сему миру, и мирские удивляются его деликатному поведению. Но когда люди не обучают свою совесть, то нет им пользы ни от духовных поучений, ни от советов старцев, и заповеди Божии они не могут сохранить, ибо становятся бесчувственными».

Самопознание делает человека мудрым. Старец Иосиф говорил:

«Через самопознание христианин становится мудрее других людей. Одновременно он приходит в смирение и приемлет благодать от Господа».

Старец Евсевий в конце своей жизни говорил обступившим его духовным чадам:

«Для меня сейчас жизнь – это большая тяжесть. Если я еще живу, то ни для чего другого, как только для лучшего познания самого себя. Прежде я думал, что знаю себя хорошо, но дела меня убеждают в том, что хорошенько самого себя я еще не познал».

Через познание самого себя человек приходит в чувство своей греховности и понимает великие благодеяния Божии. Тогда, как говорил старец Паисий,

«сердце разрывается, каким бы гранитным оно ни было, и настоящие слезы текут сами, и человек не нудит самого себя ни к молитве, ни к слезам. Ибо смирение с совестию все время буравят сердце и открывают источники слез, и рука Божия постоянно ласкает Свое усердное чадо».

Старец Порфирий говорил своему духовному чаду:

«Следи особенно за демоном уныния. Не пренебрегай им. Когда он овладевает душой, тогда усыпляет и парализует ее. Это великий демон, он входит в человека вместе с толпой других демонов».

Причина неудачи человека в достижении своей духовной цели есть нерадение. Старец Иосиф говорил:

«Нерадение покушается на нас. Оно похоже на бездождие, от которого ничего не растет. Оно всем наносит ущерб: препятствует тем, кто хочет подвизаться духовным подвигом; останавливает уже преуспевших; не знающих нерадения заставляет себя узнать и прельщенным им препятствует возвратиться».

Величайшая опасность для подвижника – отчаяние. Об этом старец Паисий говорил:

«Да не отчаиваются находящиеся в миру, когда они пленены многими страстями, и естество их непослушно и стремительно катится вниз по склону. Но да возымеют они надежду на всемогущество Божие и да повернут они руль своей сильной машины на путь Божий, на подъем, и очень быстро они обгонят те тихоходные машины, которые едут по пути Божию уже много лет». И в другой раз добавил: «Мы не должны отчаиваться, когда подвизаемся, но не видим никакого преуспеяния, только один, казалось бы, напрасный и равный нулю труд. Но труд всех людей равен нулю, у кого этот труд больше, у кого меньше. Христос, видя наше малое старание, в соответствии с ним прибавляет в начале единичку, и так мы получаем цену своему нулевому труду, и видим небольшое преуспеяние. Поэтому не должно отчаиваться, но уповать на Бога».

Пожалуйста подписывайтесь тут, что бы дзен показывал это другим.

Другие материалы.

Из личного архива. Игумен Григорий, Афон. Дохиар. Его боялись нечистые епископы, он видел их и обличал при всех.

Костница монастыря.

Почему так много сект и людей в них ?