Старец Порфирий говорил:
«Когда придет и вселится на всем пространстве нашей души Христос, тогда уходят все проблемы, все заблуждения, все затруднения. Уходит тогда и грех».
Богослову, который утверждал, что христианин должен быть деятельным человеком, старец Иоиль сказал:
«Ох, несчастный! Ты не оставляешь кипучую деятельность, чтобы посмотреть на твое собственное развитие? Мы все в кипучей деятельности и оставляем свои души, которые становятся запущенными полями. Тщательным возделыванием очисти свою душу от страстей, и тогда то, что принесешь своему ближнему, принесешь не от своей пустоты, а от своей полноты».
Духовный подвиг должен совершаться с усердием. Старец Анфим говорил:
«Усердие и нерадение – это два сильных средства. Одно нас соединяет с Богом, а другое разлучает. Усердие – это раскаленное железо. Нерадение – это холодное железо, которое, как бы ни стучал по нему молотобоец, нельзя размягчить и что-нибудь из него сделать, в то время, как раскаленное железо очень пластично».
Старец Паисий особенно подчеркивал роль совести в духовной жизни. В частности, он говорил:
«Совесть -это первый закон Божий, который Он начертал глубоко в сердцах первозданных людей, и с тех пор каждый из нас, когда рождается, перенимает его от своих родителей. Кто утончил свою совесть ежедневным поучением самого себя, чувствует уже самого себя чуждым сему миру, и мирские удивляются его деликатному поведению. Но когда люди не обучают свою совесть, то нет им пользы ни от духовных поучений, ни от советов старцев, и заповеди Божии они не могут сохранить, ибо становятся бесчувственными».
Самопознание делает человека мудрым. Старец Иосиф говорил:
«Через самопознание христианин становится мудрее других людей. Одновременно он приходит в смирение и приемлет благодать от Господа».
Старец Евсевий в конце своей жизни говорил обступившим его духовным чадам:
«Для меня сейчас жизнь – это большая тяжесть. Если я еще живу, то ни для чего другого, как только для лучшего познания самого себя. Прежде я думал, что знаю себя хорошо, но дела меня убеждают в том, что хорошенько самого себя я еще не познал».
Через познание самого себя человек приходит в чувство своей греховности и понимает великие благодеяния Божии. Тогда, как говорил старец Паисий,
«сердце разрывается, каким бы гранитным оно ни было, и настоящие слезы текут сами, и человек не нудит самого себя ни к молитве, ни к слезам. Ибо смирение с совестию все время буравят сердце и открывают источники слез, и рука Божия постоянно ласкает Свое усердное чадо».
Старец Порфирий говорил своему духовному чаду:
«Следи особенно за демоном уныния. Не пренебрегай им. Когда он овладевает душой, тогда усыпляет и парализует ее. Это великий демон, он входит в человека вместе с толпой других демонов».
Причина неудачи человека в достижении своей духовной цели есть нерадение. Старец Иосиф говорил:
«Нерадение покушается на нас. Оно похоже на бездождие, от которого ничего не растет. Оно всем наносит ущерб: препятствует тем, кто хочет подвизаться духовным подвигом; останавливает уже преуспевших; не знающих нерадения заставляет себя узнать и прельщенным им препятствует возвратиться».
Величайшая опасность для подвижника – отчаяние. Об этом старец Паисий говорил:
«Да не отчаиваются находящиеся в миру, когда они пленены многими страстями, и естество их непослушно и стремительно катится вниз по склону. Но да возымеют они надежду на всемогущество Божие и да повернут они руль своей сильной машины на путь Божий, на подъем, и очень быстро они обгонят те тихоходные машины, которые едут по пути Божию уже много лет». И в другой раз добавил: «Мы не должны отчаиваться, когда подвизаемся, но не видим никакого преуспеяния, только один, казалось бы, напрасный и равный нулю труд. Но труд всех людей равен нулю, у кого этот труд больше, у кого меньше. Христос, видя наше малое старание, в соответствии с ним прибавляет в начале единичку, и так мы получаем цену своему нулевому труду, и видим небольшое преуспеяние. Поэтому не должно отчаиваться, но уповать на Бога».
Пожалуйста подписывайтесь тут, что бы дзен показывал это другим.