Когда мне сказали, о чем сериал "Sex education", - о школе, подростках и их проблемах, - я подумала, что не буду смотреть это ни за что. В школе я полноценных два года была жертвой буллинга, который при потворстве учителей с удовольствием практиковал весь класс; и с тех пор я потеряла всякое сочувствие к подростковым проблемам.
Но этой зимой как-то так вышло, что я сериал я посмотрела, причем на одном дыхании и с огромным удовольствием. Конечно, это вообще другой мир, хотя бы потому, что ему чужды понятия приличий, дисциплины и субординации. Секс с 16 воспринимается примерно так же, как необходимость водительских прав с 18 - все просто срываются и идут "сдавать". Отношение к учителям у школьников чисто пацанское - либо тебя уважают, либо не уважают, и твой статус учителя сам по себе не гарантирует вообще ничего. Уроки - это всегда что-то интерактивное и с непредсказуемым напарником, а не подружкой-хохотушкой; исследовательское и аналитическое, без пресловутой "отработки" формул и навыков. А домашнее задание в нашем понимании просто не существует.
Вне школьных стен в либеральном мире сериала молодые гетеросексуальные пары больше не могут быть белыми, - это уходящая натура, верными которой остаётся поколение родителей. Прогрессивность определяется diversity. Парень и девушка могут составить "однотонную" пару, только если они оба черные. Если они оба белые, то это может быть только гомосексуальная пара, вы заметили?
Прогрессивность матери Отиса подчеркивается в ограниченных рамках ее поколения: да, ее избранник - белый, но, во-первых, иностранец, а во-вторых, работник не умственного, а физического труда. (О том, что в союзе психотерапевта и сантехника есть diversity, ничего не подозревающему зрителю сообщает отец Отиса пренебрежительной усмешкой. С его точки зрения это мезальянс, но поскольку он мудак, мы как бы понимаем, что Джини - прогрессивная женщина без социальных предрассудков).
В общем, все это мне было очень любопытно, ведь при всей киношной гипертрофичности такой расклад отражает другую реальность.
Но что в этом сериале не так?
Булеров никто не останавливает, буквально никто. Они издеваются над своими жертвами годами, об этом знают все, от соседа по парте до учителей и директора, и никто не делает ничего. Что это, англиканская этика? Помоги себе сам? Может, это и правильно, и очень в духе невмешательства в чужую жизнь, но лично мне такое безразличие окружающих когда-то портило жизнь ничуть не меньше, чем издевательства самых активных одноклассников. Это отношение создаёт ощущение, что происходящее - нормально, и искажает реальность и для агрессора, и для жертвы. Первый самоутверждается в своей безнаказанности, а второй приходит в отчаяние от иллюзорной безвыходности положения.
Но болезненнее всего то, что создатели сериала заставляют сопереживать обидчикам и булерам; мол, смотрите, им тоже нелегко: это пассивно-агрессивное сопротивление собственным родителям (Адам) и неуверенность в себе (Руби).
Создатели сериала, наверное, стремились сказать, что в сочувствии агрессору - путь к его исцелению. Пожалуй, это единственно верный подход на гипотетическом приеме у психотерапевта, но в реальной жизни это не работает. Не станет агрессор делиться с жертвой своими страхами. Не будет жертва с сочувствием его слушать. Они с большей вероятностью поменяются местами, чем станут друзьями. Чтобы в 15 лет проявить такие глубоко христианские чувства, надо быть очень незаурядным человеком.
Дети жестоки и ведомы, как жестоки и ведомы взрослые люди, в которых они вырастают. У меня есть подозрение, что школьные громилы становятся жестокими людьми в среднем чаще, чем все остальные. Может быть, конечно, им просто вовремя не посочувствовали.