Для прокачивания навыка учёбы есть некие общие правила. Игнорирование их, сознательное или несознательное, ведёт к тому, что ваше обучение в лучшем случае будет стоять на месте. Однако, в большинстве случаев ученики не только пытаются обойти эти правила, но даже грубо нарушают их, что неминуемо приводит к деградации в этой сфере. Хотя внешне может казаться, что всё идёт хорошо.
В качестве примера можно взять любую спортивную игру. Допустим, футбол. Можно быть физически крепким, здоровым и техничным игроком, но не замечать, где находятся свои и чужие ворота, и постоянно забивать в свои. Или как-то иначе мешать своей команде выиграть. Такой игрок смотрит на себя как на великого мастера, но трибуны его освистывают, а партнёры по команде хотят побить в раздевалке.
Можно провести аналогию и с правилами дорожного движения. Вы можете отлично водить машину, разбираться в технических характеристиках огромного числа автомобилей, но без хотя бы элементарных знаний ПДД вы просто не выживете на дорогах.
В обучении правила так же важны, и постепенно в наших статьях мы будем с ними знакомиться. А пока рассмотрим три схожих правила, касающихся взаимоотношений ученика и учителя.
*********
Первый правило звучит так: вы ничему не можете научиться у человека, которого не уважаете. А чтобы начать уважать другого человека, надо начинать работу со своего самоуважения и снижения собственной грандиозности.
В журнале накопился достаточный пул разборов, чтобы мы опирались на конкретные примеры. Посмотрим на недавние записи.
Вот парень рассказывает про свой доклад на уроке математики:
Вы знаете, за что я однажды получил три пятерки по алгебре и геометрии за один урок? За то, что вольно пересказал содержимое одной популярной статьи по математике. Весь класс слушал меня. Им было интересно! Они не шумели, не болтали, они слушали. Потом учительница спросила меня, как я это сделал. Я не нашелся, что ей ответить. Не я же четыре года изучал педагогику…
Конечно, учительница не может ему ничем помочь, если парень считает, себя намного выше и умнее. Разве он сможет чему-то у неё научиться? Хотя если бы у него было хоть чуть-чуть скромности или если бы он немного знал, об особенностях учительской работы, то у него даже мыслей подобных не возникло. Очевидно, что классу не был так интересен его рассказ, как он себе вообразил. Абсолютное молчание для такого неформального выступления скорее признак непонимания или игнорирования аудиторией происходящего. Далее он хвалится своими оценками за занятие. Но не понимает, что такое наполняемость журнала, из-за которой учитель решила сэкономить силы и выставила сразу несколько оценок. Иначе пришлось бы придумывать для него дополнительные задания, которые он скорее всего не смог бы выполнить. Допускаю, что если бы она вела ещё и информатику, она бы нашла повод поставить и туда оценки за этот доклад. В конце же, видя эффект от его выступления, она решила его слегка подбодрить, но он всё равно это воспринял как подтверждение своего величия.
Из всего этого парень делает саркастический вывод о ненужности педагогики для преподавания.
Там же чуть ранее он пишет:
При этом я трачу кучу времени на выполнение домашних заданий. Священный Грааль педагога — сделанное ДЗ. Не сделал — все, жизнь кончена. Зачем делать домашние задания? Для повторения? Гораздо эффективнее было бы, например, сделать квест по пройденному материалу или почтовую рассылку. Я молчу про «от даты надо отступать две клеточки». Бесит!
Специалисты пытаются ему поставить какие-то базовые техники обучения, чтобы он мог их использовать и при самообучении. Но он смотрит на преподавателей сверху и даже такие простые вещи не может освоить...
Посмотрим теперь на другого парня, который осознал, что для получения хороших оценок лучше сесть за первую парту. Кажется, что он вроде даже как-то учится. Но давайте посмотрим, каково его отношение к преподавателю:
Также я замечал, что преподаватель ищет меня взглядом, когда рассказывает новый материал. Я вдруг осознал, что за кафедрой стоит такой же человек и ему важно работать не впустую. Важно понимать, что его кто-то слушает в аудитории. Это делает труд значимым, помогает психологически. В наши дни сложно наладить контакт со студентами, которых уже нечем удивить. Уткнётся 40 человек в гаджеты, и не пробудить никого! Как работать с аудиторией, которой ваши слова - как в стену горох?
Здесь автор тоже смотрит сверху на преподавателя, но маскирует это другими словами. Такое жалостливое отношение к учителю ещё более вредно для ученика, чем попытки как-то интеллектуально с ним сравниться. Посмотрите какой тут парадокс: с одной стороны парень критически зависит от оценок и от расположения преподавателя (в итоге ради этого прыгает на первые парты), с другой смотрит на него с пренебрежением и жалостью. Хотя преподаватель в этом контексте намного сильнее и опытнее него, скорее всего активно занимается любимым делом (занятия наукой часто делают людей очень счастливыми) и имеет действенные рычаги влияния в виде сессии.
И хотя подобные черты можно найти практически в любом разборе тех ситуаций, где у авторов какие-то проблемы с учёбой, то, как проявляется уважение к учителю, понятно далеко не всем. Видимо поэтому из комментаторов никто не акцентировал внимания на такое пренебрежительное отношение второго автора к преподавателю.
Кстати, такое наблюдение. Хрестоматийный троечник-хулиган, который иногда по своей дурости срывает уроки, может в целом уважительно относиться к учителю. И наоборот, девочка-отличница может получать на уроке пятёрки, но за спиной ни во что не ставить преподавателя. И это всё работает против её навыка учёбы, а точнее блокирует его, что обязательно проявится в будущем. У каждого школьного преподавателя есть куча историй как бывшие отличники на улице их стараются не замечать и даже не здороваются. А некоторые бывшие хулиганы, несмотря на тройки, становятся в жизни более успешными, только лишь потому, что подсознательно понимают как уважение влияет на обучение. И за счёт этого, как ни странно, они имеют изначально больше шансов прокачаться в учёбе (и потом, в следствие этого, и в работе), пусть даже только после школы. Хотя недалёкие люди всё равно делают обобщающий вывод об общей гарантированной успешности троечников, не понимая более глубоких принципов обучения.
*********
Второе правило следующее: если вы пришли на урок, то школьный учитель стоит выше вас по иерархии. Это правило вгоняет в ступор большинство учеников, но те, кто могут осознать его истинность, те получают преимущество для прокачки своей учёбы в целом.
Чтобы понять, как работает этот принцип, надо в первую очередь взглянуть на сам учебный процесс.
В нём есть две главные стороны: ученик и учитель. Как и в любой общественной деятельности, больше прав и влияния имеет тот, кто сильнее вкладывается в процесс и более профессионален. Соответственно, этот человек и стоит выше по иерархии.
В учительской работе многое является частью учебного процесса, но при этом обычным учеником не замечается. Преподаватель владеет методикой и цельным взглядом на программу по математике, поэтому понимает место конкретного урока в этой системе. До этого он изучил в вузе педагогику и глубже познакомился с преподаваемым им предметом. Если учитель уже в возрасте, то скорее всего уже выпустил несколько классов, поработал с различными линейками школьными учебников и знает их ключевые отличия. И это всё тоже является вложениями учителя в текущий учебный процесс, хотя может казаться, что не имеет прямого отношения к конкретному уроку.
Вложения же ученика в каждое занятие не такое уж и большое. Максимум — выполненное домашнее задание. Да и то, многие даже такого простого действия не могут сделать, но всё равно считают себя равным учителю только лишь потому, что пришли на занятие. Это очевидное следствие переоценки себя. Ведь в таком случае любое своё действие ученик воспринимает как серьезное вложение в общее учебное дело.
Я не зря сделал ремарку «если вы пришли на урок,…». Ведь ученик может ходить на занятия и всё равно считать себя умнее в этом предмете и даже выше по иерархии. Например, если учитель не может решить какую-нибудь задачу с параметром, а ученик уже научился этой премудрости. Или если посмотрел какой-нибудь научно-популярный ролик и узнал оттуда новые слова.
Тут сразу два замечания.
Во-первых, учитель тоже может посмотреть видео. И даже скорее всего сможет решить задачу, но просто давно этого не делал. Для того, чтобы решать сложные примеры, нужно поддерживать этот навык, а у учителей банально просто нет на это времени.
Второе замечание касается самого факта прихода на урок. Если вы пришли на занятие, значит вы уже принимаете участие в учебном процессе. И здесь важно реальное соотношение ваших вложений и вложений учителя. Если вы считаете, что вкладываетесь больше, но это не ценят, вы можете начинать работу над тем, чтобы законно не ходить на эти занятия. Например, выполняя требования этого преподавателя, постепенно готовиться к переходу в более сильную школу. И это более правильная тактика для учёбы, чем, насупившись, считать себя непризнанным гением и с кислым лицом бездельничать на занятиях.
Кстати, косвенно относительную ценность вложения каждого человека в урок можно продиагностировать следующим образом. Представьте себе, что кто-то полностью перестал вкладываться (например, вообще не пришёл ) и задайте себе вопрос: состоится ли при этом занятие? Вряд ли из-за одного ученика урока не будет. А вот если учитель не придёт и не будет ему замены, то урок будет сорван.
*********
Чтобы сформулировать третье правило, сначала посмотрим на общий современный тренд в образовании.
Сейчас в информационном поле культивируется взгляд сверху на преподавателей. Само же преподавание представляется как ненужная профессиональная деятельность или же такая деятельность, которой можно легко научиться на годичных курсах. Пренебрежительное отношение к учителям и их работе с радостью подхватывается школьниками, студентами и туповатыми взрослыми. Мол, зачем учиться методике и психологии обучения, если вся информация по теме урока есть в интернете? В итоге ученики не просто не признают авторитета конкретного учителя, а попадают в ещё более страшную ловушку. Они вообще отказываются признавать какую-либо иерархию в обучении.
Очень хорошо подобное современное мировоззрение описал академик Андрей Зализняк:
«Мне хотелось бы высказаться в защиту двух простейших идей, которые прежде считались очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно:
1) истина существует, и целью науки является ее поиск;
2) в любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он действительно профессионал, а не просто носитель казенных титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант.
Им противостоят положения, ныне гораздо более модные:
1) истины не существует, существует лишь множество мнений (или, говоря языком постмодернизма, множество текстов);
2) по любому вопросу ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного. Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин неправ, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке.
[...]
Источники этих ныне модных положений ясны: действительно, существуют аспекты мироустройства, где истина скрыта и, быть может, недостижима; действительно, бывают случаи, когда непрофессионал оказывается прав, а все профессионалы заблуждаются. Капитальный сдвиг состоит в том, что эти ситуации воспринимаются не как редкие и исключительные, каковы они в действительности, а как всеобщие и обычные».
Если думаете, что академик преувеличивает, то можете ознакомиться с так называемым «обезьяньим» делом, которое наделало много шума 15 лет назад.
Похожая ситуация и с преподаванием. Указанная в тексте девочка-пятиклассница может не только начать навязывать учителю-биологу ересь креационизма, но и, вырастая, рассказывать тому, как правильно её следует учить. Через квесты и смешные видеоролики, конечно.
Всё это из-за того, что массово нарушается третье правило обучения: учебная иерархия полезна в первую очередь ученикам.
Школьная иерархия (как и любая другая учебная иерархия) есть то, что помогает вам учиться, даже если вам кажется, что школа бесполезна. Потому что если не принимать иерархию, любой рост становится бессмысленным. Чего бы вы ни добились, у вас не будет преимущества перед теми, кто только что пришёл. Так любой новичок становится равным тому, кто потратил много сил на работу и развитие. И важно понимать, что такие начинающие страдают больше профессионалов. У них нет ни мотивации, ни ориентиров, куда им расти, ни понимания смысла самого роста. Зачем тратить силы на обучение, если в итоге ты останешься на том же самом месте? А профессионалы обычно могут смирится с неуважением к их опыту и статусу. Они в отличие от новичков, требующих признать равенство, знают свой реальный уровень.
Пока прервём на этом наш разговор. Ещё вернёмся к этой теме, когда будем подробнее говорить о мотивации и работе с ней. И о том, куда тратятся ваши силы вне непосредственно учебного процесса.
*********
Вопрос к старшеклассникам и студентам: каково ваше отношение к школьной и вузовской иерархии? Видите для себя плюсы от её наличия?