Найти тему

Некоторые музыкальные понятия.

Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и зависит от источника звука. Громкость музыкального звука не превышает порога болевого ощущения.

Музыкальный строй  - система отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частот звучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейский или среднетоновый. На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно используется равномерно темперированный строй.

Интервал- созвучие двух звуков.

Аккорд- созвучие трех и более звуков.

Гармония – закономерность сочетания тонов в созвучии

Термин «гармония» может касаться как отдельно взятого созвучия, так и общих закономерностей их использования. Гармонией называется также отрасль музыковедения, изучающая эти закономерности.

Консонанс – благозвучное звучание созвучий

Диссонанс- напряженное звучание созвучий

Их противопоставление и плавный переход диссонансов в консонансы в классической гармонии является одним из ключевых формообразующих факторов. В ряде авангардных музыкальных направлений, однако, противопоставление консонансов и диссонансов снимается.

Ноты- фиксация музыки с помощью письменных знаков. Преобладание семиступенчатых диатонических ладов в европейской музыке стало причиной того, что в процессе эволюции было выделено семь нот, названия которых происходят из латиноязычного гимна св. Иоанна[10] — до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Эти ноты образуют семиступенчатый диатонический звукоряд. Названия нот распространяются на все октавы звукоряда.

Для обозначения остальных  звуков принято использовать знаки альтерации — диез и бемоль, изменяющие высоту ноты на маленький музыкальный интервал — один полутон.

Лад- это понятие имеет много определений, лад занимает центральное место в гармонии музыки. Вот несколько определений лада:

- Схема построения звукового ряда (Ю.Д. Энгель).

- Организация тонов музыки в их взаимодействии (Б.В. Асафьев).

- Система связей звуков, которая объединена тоническим центром – созвучием или одним  звуком (И.В. Способин).

Разные музыкальные исследователи по-своему определяли музыкальный лад. Ясно одно – благодаря ладу музыкальное произведение звучит гармонично.

Музыкальный ритм – это соотношение долготы звуков (или нот) в их последовательности. Ритм построен на том, что какие-то ноты звучат дольше, чем другие, и все вместе они объединяются в определенном музыкальном потоке. Соотношение длительности звуков рождает различные ритмические вариации, которые, объединяясь, образуют ритмический рисунок музыки

Музыкальная форма - всякий музыкальный материал, построенный согласно определённым принципам в законченное целое, обретает форму — музыкальную форму. Существует множество классификаций форм музыкальных произведений. Выделяют формы монодические (мелодия без аккомпанемента), формы полифонические (многоголосые контрапунктические), формы гомофонные (гармонические). Прослеживается связь между разделением на формы и различием в истоках их происхождения. Так, если истоками монодических форм служили распевания тех или иных текстов, то в основе развития гомофонных форм лежало развитие инструментальной музыки. Для гомофонных форм весьма часто сохранились названия, пришедшие от ранних форм, например, рондо, соната.

Музыкальные произведения можно условно разделить по жанрам, направлениям и стилям. Критериями подобного разделения могут служить ритм, используемые инструменты, приёмы и другие параметры.

Музыкальный  стиль - тесно связан с характером музыкального произведения, то есть с тем, как произведение воспринимается слушателем, какое создаёт у него впечатление. Также в понятие стиля включается и инструментовка, то есть непосредственно оценка музыкальных инструментов, использующиеся для воспроизведения, так как выбор тех или иных инструментов также способен сильно повлиять на восприятие.

Одно из распространённых делений на стили — по композиторам и по эпохам. Например, свойственный Баху гармонический, мелодический, полифонический, ритмический материал позволяет выделять «стиль Баха», поскольку имеется возможность отметить его несомненное отличие от материала других композиторов. Аналогично та или иная эпоха, обладая заметными чертами в музыке, позволяет вводить понятия о стиле данной эпохи (например, музыкальный стиль 18 века и т. п.).

Созданное композитором музыкальное произведение является воплощением части его внутреннего мира. Рефлексируя, автор переосмысливает имеющийся в его распоряжении материал, создавая новые образы. Однако автор не может существовать в вакууме, так или иначе он изначально является носителем музыкальных культурных традиций и существует на поле разработанных музыкальных форм, стилей, звуковысотных систем, жанров, техник, символики музыкальных инструментов, смысловых амплуа тональностей и прочего. Если опыт предшественников не используется, то существует вероятность, что музыкальное содержание произведения останется не понятным слушателю.