Нынешняя тенденция, весьма популярная в продвинутых родительских кругах - растить ребенка свободным,
"Мы же не хотим, чтобы он стал тупым исполнителем чьих-то приказов, не надо его с детства учить подчиняться"
Детская игра - любая, хоть настольная, хоть активная - построена на правилах. Как сказки когда-то были придуманы, как средство воспитания (и попутно развлечения) детей, так и игры - для этого же. Ждать своей очереди, не нарушать правил (например, не заступать за черту) играть по договоренности - это ли не игра в будущую взрослую жизнь с ее "жестокими ограничениями" , против которых возражают любители "свободного воспитания"? В кавычках - потому, что понятия о свободе у некоторых людей весьма искажены.
Если ты не будешь играть по правилам (=ограничивать свое "хочу так!"), игры не получится, и тебя в следующий раз в эту игру просто не примут. Хоти на здоровье. Где-нибудь подальше от игры.
Разного рода головоломки часто имеют только одно решение. Мы на занятиях "душим свободу детей" танграмом.
Это семь деревянных фигурок в квадратной рамочке. И есть только один способ собрать их в эту рамочку. Никакие "хочу вот так" не работают - фигурки в рамку не влезут. Можно требовать, кричать, можно швырнуть игру в угол, отказаться ее собирать вообще - это ничего не изменит, никакое "хочу" не работает. Есть четкое правило. Не будешь ему подчиняться - не получишь результата.
И если в случае с игрой в компании мама могла пойти и надавить другим детям на совесть - "как это вы его не берете играть, возьмите, вы должны!", то тут и мама не поможет, у танграма совести нет. У него есть только правило, у этой бездушной деревяшки. Свободу он не ценит. И он не один такой.
Мыть руки перед едой. Мыть эту же самую еду, прежде чем заталкивать ее в рот. Если ты едешь в лифте на седьмой этаж - нажимать именно кнопку семь, а не "действовать по своему". Закрывать дверь на ключ, когда приходишь или уходишь. В холодную погоду надевать теплую одежду, даже если ты больше всего любишь ходить в шлепках на босу ногу. Носить одежду швами внутрь. Спать ночью. Не пить кипяток. Не есть снег.
Это те банальные ограничения, которые мы накладываем на ребенка ради него самого, ради сохранения его жизни и здоровья. Лишаем его свободы, так сказать. И в глазах ребенка это ограничение гораздо нелепее и ненужнее, чем "будешь подглядывать в карточки - не будем с тобой играть"
И все наши "потом спасибо скажешь", как и другие виды объяснений и доказательств не работают, как бы мы не желали обратного.