Нет лучше повода поразмыслить над тем, что сделали Монти Пайтон для этого мира, чем каждые выходные в разговоре с близким человеком слышать «последний раз у меня было вдохновение, ну может, в молодости», «у тебя просто нет семьи и не за кого нести ответственность, поэтому пока вдохновение и есть», «я не знаю, зачем живу, у меня просто нет денег и все» - в такие моменты хочется бросить трубку или что-нибудь в кого-нибудь. Сегодня спасло лишь повторение мантры от Эрика Айдла «Always Look On The Bright Side Of Life» и лихое мысленное присвистывание.
Серьезно. Я видела много жизнеутверждающих фильмов, особенно из всякого рода подборок на этом основанных, но ни один эмоциональный эпизод оттуда не сравнится с силой концовки «Житие Брайана по Монти Пайтон», когда десяток приговоренных к распятию иудеев, висят на крестах и поют песню о том, что всегда нужно смотреть на светлую сторону, и в самой широкой позе, которая в конечном счете из убьет, словно обнимают весь мир.
Эти веселые ребята, не отдавая себе отчет и не замышляя никакой вселенской шалости, подорвали устои принятого отношения к жизни и на юмористической тяге вознеслись к явно недосягаемому уровню мироощущения.
О Монти Пайтон хотя бы раз в жизни слышали все, кто так или иначе искал смешные фильмы для просмотра, попадал на скетчи SNL или заражался улыбкой Пола Радда. Или как я, чувствовали по отдельности, но явно не идентифицировали Джона Клиза в образе Почти Безголового Ника из «Гарри Поттера» или Терри Гиллиама, подарившего мне один из самых страшных кошмаров, связанных лошадьми своими «Братьями Гримм» (про «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» - молчу). К тому, чтобы прощупать их основательно и узреть, отчего все так ссылаются на шестерку парней из 60-х (справедливо велия «Битлз» от мира юмора, с которыми они были в коннекте и сотрудничестве, кстати), мне не хватало смелости подступиться. Если честно, я боялась разочароваться, переживала, что не пойму «специфический британский юмор», что слишком прошита «тупыми американскими шутками» и могу смеяться только над словом член.. но к счастью, глупой я не оказалась, в отличие от походок, конгруэнтно смотрящихся на Арбате, и под стук половинок кокоса в мою жизнь торжественно въехало нечто прекрасное.
Потому что никто не ожидает испанскую инквизицию.
А я совсем не ожидала, что смогу взять кое-что совсем иное из юмористических скетчей начала 70-х. Монти Пайтон вытолкнули меня из засилья во французских лав стори и заставили рыдать от смеха, горечи и близости к величию. Но обо всем по порядку.
До чего приятно погрузиться в юмор, который не строится на мате, оскорблениях и хайпе вокруг какой-нибудь темы. Приятный и чистый абсурд, который не может быть доступен только зрителям определенного года, потому что он и есть сама жизнь. Все, что происходит зарисовках Монти Пайтон, никак не предсказать: они обрываются где угодно, выбрасывают совершенно невообразимые твисты или корову прямо на голову, или людей из окна, при этом легко склеиваются между собой и взрывают мозг изобретательностью (ну как можно было прокрутить кота-великана, избавляющего человечество от восстания машин, через мясорубку и на выходе получить вермишель, перетекающую в волосы Венеры Боттичелли). Они стебались абсолютно над всем: смертью, религией, трансплантацией органов, бюрократией, болезнями, пожилыми людьми, мировыми войнами (спокойно с экрана называли вторую мировую войну шуткой) и т.д. и т.п. На своем примере пайтоны первыми доказали, что серьезных тем не существует, все, что есть вокруг нас, может быть смешным, так почему нужно ограничивать себя в веселье, зная, что смерть рано или поздно будет последним словом каждого, хоть от старости, хоть от взрыва ядерной боеголовки. Относиться ко всему происходящему сегодня и всегда без юмора - вот настоящее безумие. Самое главное, что они не просто транслировали эти идеи с телеэкранов, но и держались за свои принципы в реальной жизни, например, во время одного из интервью после смерти Грэма Чэпмена (особо покорившего мое сердечко), на его место была поставлена урна «с прахом», которую Гиллиам несколько раз «случайно» рассыпал урну на сцену, после чего «Чэпмена» собирали с помощью рук, веника и пылесосов. Лучше, наверное, просто посмотреть видео с его похорон.
Плачется при виде пайтонов не только от смеха. Как весело с темой не работай, но двое участников группы уже «экс-попугаи» - помимо Чэпмена, умершего от рака еще в 1989-ом, совсем недавно ушел Терри Джонс, который брал на себя режиссерскую функцию скетчей и фильмов Монти Пайтон. Всегда щемяще грустно смотреть на безудержное веселье, зная, что оно никогда больше не повторится и земля останется обделенной талантливыми умами. К слову о достоинствах: чего у шестерки не отнять, так это дичайшей образованности, начитанности и грамотности речи. Прослушав несколько интервью, я втюрилась беззаветно - ушки просто плаваю в сиропе. Да и по многим скетчам это прорывается наружу, например, «Всеанглийские соревнования по изложению Пруста» или мой любимый Философский футбол, где нет сомнений в том, что авторы могут «пояснить за ренессанс» и рассказать о Гегеле, раз о нем было заявлено (я бы вообще это видео на лекциях показывала и вопросы по теме задавала). Юмор вряд ли является критерием прогресса, но признаком прогрессивного ума - несомненно. После просмотра «Монти Пайтон и священный Грааль» 1975 года выпуска, т.е. за малым ровесник моей мамы, я удивилась, насколько он современней моей мамы сегодня, хотя прошло уже почти 50 лет. Я уже не говорю о том, что еще в начале 80-х они были продвинутей, чем наше государство сейчас, когда в эпизоде с родами, на вопрос о том, кто родился, пошутили, что глупо навешивать ярлыки и человек сам определит, кем будет. Это к слову о том, что пайтоны рисовали страдающее средневековье в своих анимационных заставках, еще до того, как родился человек, замысливший сделать Вконтакте, в чьих группах эти мемы обретут настоящую популярность. Вся информация, которая сейчас наслаивается и приумножается с «Летающим цирком» и моим английским заставляет действительно трепетать от того, что приходится видеть. Такое благоговение перед кем-либо, когда слезы текут от величия, масштаба и вселенского дара, я испытывала лишь однажды, когда подключалась к Дэвиду Боуи и вот теперь.
Из всей группы только Майкла Пейлина я не упомянула отдельно, поэтому пусть ему целая картинка будет отведена (выше), и бессмысленно добавлять, что он совершенно чудесный. Также как бессмысленно под конец перечислять масштабы пока еще происходящего, как например, к 45-летию группы пайтоны объединились для совместного шоу и билеты на их выступление были раскуплены за 43,5 секунды (арена на 20 000 мест), впоследствии все остались настолько довольны, что провели еще несколько представлений дополнительно. Или тот факт, что даже великий и ужасный Тарантино назвал взрыв мистера Креозота в «Смысле жизни по Монти Пайтону» единственным визуальным образом в кино, потрясающим своей жестокостью и натуралистичностью и прочее-прочее, о чем уже сотни статей написаны.
В прошлом году, когда я размышляла над вопросом «А как себя чувствует Мерил Стрип?», в том плане, осознает ли она масштабы того, как все молодые актеры перед ней пищат, прочитала много интервью с ней и одна фраза въелась мне прямо в подкорку: «На самом деле я выбрала свою профессию, чтобы просто веселиться». Так я обзавелась идеей фикс о включении большего веселья в свою жизни, и мало что хлеще добавляло шуточек и гэгов, а главное здоровых идей о том, как постоянно смеяться в этом раздираемом на части мире, чем наследие Монти Пайтон. Жалко, что не ковырялась в этом раньше, но с другой стороны, когда мне действительно понадобилось «нечто совсем иное» они оказались тут как тут.
*присвистываю известный мотив и живу на правильной стороне жизни*