У нас все полезные идеи и начинания умеют очень ловко превратить в кампанейщину. Так происходит и с патриотическим воспитанием. Дело, несомненно, нужное (я имею в виду патриотическое воспитание), но понимают его «вверху» как-то однобоко и слишком официально.
Вспомним замечательную идею с Бессмертным полком. Идею, которая родилась «снизу» и была поддержана людьми абсолютно искренне и добровольно. Но как только за дело взялись соответствующие органы, стали считать по головам участвующих, составлять планы, рассылать «методические рекомендации», требовать отчёты (с фотографиями), акция стала напоминать очередную кампанейщину.
Да и в целом патриотическое воспитание почему-то определяется обязательно с «военным» уклоном. Полководцы, битвы (всех войн), парады, смотры, митинги – только этом и видится патриотическое воспитание.
По-моему, это далеко не единственное, а может быть, и не главное в патриотизме.
Чтобы любить свою землю, её нужно знать и понимать. А моя земля – это что?
Люди. И не только герои разных войн. Хотя они, несомненно, самый яркий пример патриотизма, потому что отдавали жизнь за свою землю. Но есть ещё учёные, писатели, художники, простые трудяги, которые любили и любят Родину не меньше.
История. И не только военная. Нельзя выбирать из истории только «нужные» моменты. На ошибках тоже учатся.
Природа. Чтобы знать и любить природу, её нужно видеть не по книгам и картинам, а вживую. А у нас сейчас, чтобы организовать поход, даже однодневный, нужно весь запас нервов истратить.
Есть и другие, не менее важные, стороны патриотизма. Но они не «зрелищны», не «отчётны», а потому малоинтересны для наших кураторов «сверху».
В этом году, году Юбилея Победы, всё это обнажилось ещё заметнее.
Все поголовно составляли планы, дорожные карты, программы «празднования». Ежедневно приходят письма со всевозможными конкурсами, акциями, викторинами, фестивалями и т.д. Каждая «уважающая себя» организация сочла необходимым потребовать от школ что-то провести патриотическое (и отчитаться, конечно).
По-моему, уже перебор. Обилие таких официальных, показных мероприятий может вызвать у детей совсем обратный эффект. Всё навязанное сверху у сегодняшнего поколения (особенно у подростков) вызывает отторжение и автоматически зачисляется в разряд неинтересных.
Эффект будет иметь то, что затронет чувства, какие-то внутренние струны ребёнка. И вряд ли это будет очередной смотр строя или конкурс рисунков.
Иногда 10-минутный разговор «по душам» с детьми в спокойной и доверительной обстановке (чего не бывает на митингах и акциях) может дать для ребёнка больше, чем флэшмоб перед фотокамерами). Можно прочитать и обсудить хороший рассказ, посмотреть фильм и опять же поговорить после просмотра "по душам" (Я предложил ребятам прочитать рассказ В.Богомолова "Иван", потом посмотрим фильм "Иваново детство". Для современных детей Тарковский - сложное искусство, но попробуем). Если ребёнок видит и чувствует, что тебя это волнует по-настоящему, то и он не останется равнодушным.
Юбилей Победы – дата славная и великая. Хочется, чтобы Память и Слава были не показушными, а осознанными, настоящими, прошедшими через сердце и душу.
Друзья! Подписывайтесь на канал - будем вместе!
На картинке - кадр из к/ф "Иваново детство", реж. А.Тарковский