Найти тему
Daniel the Rocket Master

Трёхкомпонентное топливо - стоит ли идти на такие сложности?

РД-701 - двигатель на трёхкомпонентном топливе!
РД-701 - двигатель на трёхкомпонентном топливе!

Что такое этот ваш третий компонент и зачем вообще его добавлять? Идея не новая. Трёхкомпонентная смесь упоминается уже в книге "Ракеты" Глушко и Лангемака от 1935 года.

Вот например я хочу офигенное ракетное топливо! Чтоб и на Луну и на Марс и куда угодно! Чтоб и температуру сгорания повыше, и удельный импульс больше некуда. Смотрю в справочник, ну например, удельной теплоты сгорания. Кто у нас в топе? Металлы. Бериллий, Бор, Литий, Алюминий. Ну и что мне с ними делать? Порошком турбины забивать?

Вот тут мы и приходим к идее трёхкомпонентного топлива. Мы не можем засыпать порошок алюминия в камеру сгорания, но мы можем сделать суспензию, например, пудрообразного бериллия в жидком водороде, и в таком виде подать в двигатель.

О такой схеме и писал Глушко аж в 1935 году. Американцы (компания "Рокетдайн") испытывали подобные схемы, есть отчёт НАСА 1986 года (можно упросить меня дать ссылку в комментариях). На практике рекордной оказалась смесь литий-фтор-водород, эта смесь дала 545 с удельного импульса!!! (сравните с 450 с кислород-водорода). Добавление до 25% по массе металла в топливо даёт от 20 до 70 с прирост удельного импульса.

Но есть и ложка дёгтя. Конструкция двигателя усложняется, надёжность уменьшается (порошок может засорить трубопроводы), а прироста массы полезной нагрузки слишком мало. В плане удобства использования особняком стоит литий - у него температура плавления всего 180 градусов, и его в принципе можно подавать жидким.

Российский МАКС и РД-701 на трёхкомпонентном топливе

Орбитальная система МАКС предлагалась в 1990-е годы
Орбитальная система МАКС предлагалась в 1990-е годы

Была такая орбитальная система МАКС, предлагалась в 1990-е года. Часть конструкции ракетоплана можно найти в павильоне "Космос" на ВДНХ (он огромен, занимает немаленькую часть зала). В железе построили топливный бак, построили и испытали двигатель, Ан-225 Мрия и так была (и сейчас летает).

Так вот, чтобы вы знали. Двигатель РД-701 производства "Энергомаша", как и его младший брат РД-704 (одна камера сгорания вместо двух), тоже трёхкомпонентные. Но тут нет порошков металла. Смесь - кислород-водород-керосин.

Зачем же понадобилось два топлива? Не секрет, что для больших и малых высот, в вакууме и на уровне моря эффективны разные двигатели. Но выбрасывать двигатели вместе со ступенями не очень хочется. Поэтому создатели МАКСа решили с высотой менять не двигатели и не сопла, а топлива.

При старте с носителя Ан-225 ракетоплан работает на смеси керосин-водород, а выйдя в вакуум переходит на более эффективный там чистый водород.

Будущее трёхкомпонентных двигателей

Хоть и суспензионные трёхкомпонентные двигатели едва ли стоят мороки с порошковыми металлами, у трёхкомпонентного топлива всё же есть перспективы. Это использование в комплексах SSTO (одной ступенью на орбиту)и и воздушно-космических системах. Это один из способов (наряду с клиновоздушными двигателями) сделать двигатель, эффективный и на больших, и на малых высотах.