Найти в Дзене
Жизнь и Чувства

Домашнее обучение. Действтельно ли полноценная замена школы?

Сейчас в современном обществе очень популярна идея самостоятельного, домашнего обучения своих детей. Более того, многие считают, что школьная программа не дает детям качественного образования. Возможно вы встречали такие мнения:

"Дети в школах не учатся, а балуются".

"Учителя орут и подавляют творческие способности детей".

"Школьная программа не приспособлена для моего ребенка"

"Сверстники испортят моего ребенка".

"Школа - это потеря времени".

"Лучше, когда ребенок находится под моим присмотром".

Приходилось слышать подобные изречения от некоторых родителей? Так вот, уже по некоторым данным в России на домашнем обучении находятся от 20 тыс до 100 тыс детей. Точную статистику никто не ведет, поэтому я взял данные из разных источников, получился большой разброс. А вот в США на домашнем обучении находится до 2 млн детей. Данные взяты из этой статьи. Судя по всему этот тренд будет распространятся и в нашей стране. Так ли плохи школы, и нужно ли забирать детей на домашнее обучение?

По моему мнению, школа важна не как место получения образования, а прежде всего как место, где ребенок может научится социальной адаптации в общество. В школе имеется коллектив, в котором ребенок может научится проявлять себя (у некоторых детей уже в школе проявляются лидерские качества, которые ребенок может "отработать" на практике). В школе ребенок учится общению со сверстниками, учится принимать собственные решения без "мамы за плечом". Социализация - это первое, для чего важна школа. Без школы ребенок не сможет привыкнуть к обществу.

Школа приучает к адаптации под любые различные ситуации, которых не будет при домашнем обучении. Например если учительница наорала, ребенок будет размышлять - почему это произошло, почему одна учительница так себя ведет, а другая иначе, что делать, чтобы поменять ситуацию или наоборот усугубить её. Не стоит переживать за отношения со сверстниками! Некоторые из них действительно могут прививать какие нибудь вредные привычки, но ребенок сможет адаптироваться к ситуации, принимать решения - подражать или нет таким сверстникам. Ребенок будет лично узнавать, что такое "хорошо и плохо". Без такой социальной адаптации ребенок, когда вырастит, не будет приспособлен к современному обществу. Мама же не всегда будет рядом за плечом!

Положительное соперничество. В школе между детьми есть некое соперничество: кто лучше учится, у кого выше оценки, кто быстрее находит общий язык с учителем(становится любимчиком) и т.д. У ребенка есть мотивация становится лучше. Я считаю, что такое соперничество полезно, так как способствует развитию и стремлению ребенка улучшаться. А какая мотивация у ребенка при домашнем обучении? Сделать то, что сказала мама?

В каких случаях необходимо домашнее обучение?

Если ребенок постоянно болеет, если ребенок, в силу определенных особенностей не может адаптироваться к школьной программе и обществу, если родители постоянно переезжают из-за работы, например заграницу и берут ребенка с собой, если рядом нет цивилизации и школ(хотя это сложно представить). Но в любом из этих вариантов ребенку нужна социальная адаптация, а соответсвенно нужно приводить ребенка в кружки или спортивные секции, где будут другие дети. Я считаю, что без серьезных причин не стоит лишать ребенка обычного школьного образования.

фото Annie Spratt (unsplash)
фото Annie Spratt (unsplash)

Да и не стоит думать, что ребенок будет с удовольствием сидеть с мамой или папой, чтобы несколько часов заниматься учебой. Как правило такие "занятия" будут сопровождаться нежеланием или даже истериками ребенка!

P.S. помимо домашнего обучения с родителями, есть еще домашнее онлайн обучение с учителем. Об этом я напишу в другой раз.

Как вы считаете, что лучше для ребенка: школьное обучение или все таки домашнее? Пишите в комментариях!