Здравствуйте, с вами снова я, Алексей Коновалов. По случаю масленичной недели решил подготовить статью об этом празднике.
В языческой Руси масленица следовала за колядой, несколько позже нашей масленицы. В настоящее время масленица справляется на сырной неделе, последней перед Великим постом. К этому празднику приурочена встреча весны. По данным Журнала Министерства Народного Просвещения под номером три за 1876 год на масленице не прядут, чтобы мыши не грызли ниток, и холсты не были гнилыми.
Христианская масленица справляется обычно в конце февраля, начале марта, когда ещё холодно (не этой зимой, конечно),и встречать весну преждевременно. Вероятно, масленицу во времена язычества праздновали после весеннего равноденствия, то есть после 20 марта. Празднества в честь весны сопровождались буйным весельем и излишествами, с принятием же христианства праздновать масленицу стали до поста, на сырной неделе. Празднование также носило ещё следы языческой старины:катание с гор на санках, катание на лошадях, попойки, обязательное масленичное кушанье блины — поминальное кушанье.
По свидетельству русского этнографа и археолога Александра Власьевича Терещенко, в Тамбовской губернии и близлежащих к ней местностях первый испечённый блин клался на слуховое окошко (окно чердака) для душ усопших родственников, знакомых, особенно родителей. Набожные женщины ели первый испечённый блин за упокой усопших. Таким образом, в масленичном празднике мы опять видим смесь культа весны и солнца с культом умерших. В Смоленской губернии в последний масленичный день — заговенье после ужина со стола ничего не убирали, все оставшиеся кушанья, ставили на стол "для родителей" которые приходили начью, и, никем не видимые, ели. Возможно, это и была вторая трапеза роду и рожаницам, за выставление которой наше духовенство порицало свою паству.
Предположение, что языческая масленица праздновалась позже подтверждаетс другим праздником в честь весны — сорки. Название "сорки" произошло от сорока севастийских мучеников, но само празднество с сорока мучениками не имело ничего общего. Сорки празднуются и болгарами. Как писал Журнал Министерства Народного Просвещения № 3 за 1876 год, какой-то Добри работал и играл на свирели "на свети на четириси". Змея выползла и укусила его.
В Смоленской губернии на сорки утром старшие посылали детей на улицу кликать весну, по обычаю, без тёплой верхней одежды.
В этот день пекли из теста всяких птичек, называя их жаворонками. К изготовлению жаворонков охотно допускались и дети. Когда жаворонки были готовы,несколько птичек сажали на подоконник, а окно открывали. Кроме жаворонков пекли также преснушки —
хорошо просушенные блины из пресного теста. Никаких игр и веселья на сорки не было, так как в это время идёт Великий пост.
Предположительно, на сорки во времена язычества проходили те праздники, которые сейчас выпадают на сырную неделю.
В селе Уколове Смоленского уезда кликали весну на Благовещанье. В четыре часа пополудни девушки и парни ходили на "рожь" (ржаное поле), там расстилали чистую скатерть, клали на неё пироги, молились Богу, затем ели принесённое. Потом молодые люди пели песню: "Весна, весна, красное леточко! Приди весна, принеси добра". Также в песне поётся про зиму, которая "хлебушко и сенушко подобрала" . В заклинании весны на Благовещенье можно увидеть попытку приурочить древний весенний праздник к христианскому празднику.
Друзья, до встречи. Пишите комментарии и подписывайтесь на канал.