Найти тему
PLATFORMA MEDIA

Как оспорить в Конституционном суде отказ в выдаче медицинских документов родственникам умерших

Адвокат Екатерина Батурина более семи лет адвокат представляла интересы доверителей в судах и правоохранительных органах, большинство дел было связано с причинением вреда здоровью доверителям и членам их семьи, смертью близких родственников.

Она также автор резонансного иска гражданки Свечниковой в Конституционный Суд РФ, по которому было принято постановление  о разглашении врачебной тайны умерших пациентов их близким родственникам. Внесены изменения в действующий законодательный порядок врачебной тайне.

Этот кейс
Екатерина Батурина представила на конкурс практикующих юристов “Лучшие по праву”, который проводится сервисом PLATFORMA совместно с газетой "Ведомости". Читайте подробности о судебном процессе на PLATFORMA Media. 

- Расскажите немного о фабуле дела и почему решили за него взяться?

- В 2013 году у моей доверительницы Нина Панченко в районной больнице от некачественного лечения умер брат. Трижды он был госпитализирован с признаками нарушения мозгового кровообращения, но лечение не осуществлялось. При последней госпитализации ему был введен противопоказанный препарат, который приводит к отеку головного мозга при его диагнозе. От отека головного мозга пациент скончался. В медицинской документации имелись признаки фальсификации, истица получила компенсацию морального вреда, дело вызвало общественный резонанс. Сама Нина Семеновна ознакомиться с медицинскими документами на брата не могла, отказ был мотивирован врачебной тайной. Все это усложнило её обращение в суд, было много трудностей в доказывании именно по той причине.

Это дело один из примеров того, что родственник умершего пациента на протяжении многих лет был слабой стороной в споре с медицинским учреждением. Для получения информации о причинах смерти он был вынужден обращаться в правоохранительные органы и в суд, инициировать соответствующие разбирательства. 

В последующем в моей практике неоднократно были дела подобного рода, где также встречались проблемы с получением медицинской документации на умерших родственников и даже на самих живых пациентов и их детей.

В настоящее время я работаю с семьей Свечниковых, их дело вызвало большой общественный резонанс, неоднократно обозревалось в СМИ. С декабря 2016 г. Евгений Свечников трижды был госпитализирован в местный гематологический центр. Семья говорит, что они ничего не знали о ходе его лечения. Врач утверждал, что пациент идет на поправку, но родственники видели обратное, поэтому обратились к специалистам в Израиле. Опасения подтвердились: семью насторожило, что выписные эпикризы выдавались только в обмен на заполнение бланков на отказ от лечения, а сам лечащий врач организовал встречу на нейтральной территории и предлагал препарат, который в последующем ведущий израильский врач-онкогематолог Оделия Гур назвала «контрольным выстрелом в голову». После того как кировские врачи не смогли предложить пациенту какое-либо иное лечение, семья была вынуждена везти его в Израиль, другого выхода у них не было. За сутки пациенты был доставлен из Кирова в Тель-Авив, а через пять дней Евгений Илларионович скончался. Свечниковы, сопоставив все факты и противоречия, решили узнать правду.

Тогда были затребованы  медицинские документы в Израиле и Кирове, подано заявление в следственный комитет. Медицинские документы из Израиля были получены, а вот в Кирове отказали со ссылкой на врачебную тайну, хотя при жизни пациент доверил супруге право на получение такой информации. При расследовании уголовного дела российской профессурой  было установлено, что имеется прямая причинно-следственная связь между смертью Свечникова и допущенными грубыми ошибками в его лечении в Кирове, а часть медицинских документов были подписаны не самим пациентом, а другим лицом. В настоящее время рассмотрение дела продолжается в суде. А вот в выдаче копий медицинских документов Римме Свечниковой было отказано. Семья решила «идти до конца», чтобы узнать правду.

Я же, видя системную проблему института врачебной тайны умершего пациента, решила также оспорить отказ в выдаче медицинских документов в Конституционном Суде РФ, поскольку в своей работе я обращаю внимание не только на само дело, которое находится в моем производстве, но и на те общественные отношения, которые затрагиваются этим вопросом.

Это один из принципов разработанных мною концепций, которые помогают мне реализовывать свои социально-значимые проекты. Их несколько и все они разные. Одной из таких является концепция «Право рода», которая объединяет мои дела по защите интересов семьи, материнства, детства, людей пожилого возраста в результате причинения вреда здоровью (смерти), а также вреда от преступных действий третьих лиц.  Концепция объединяет сложные и длительные дела, в основе которых лежат системные проблемы, не позволяющие людям добиться справедливости. С одной стороны есть законы, которые неверно понимаются, с другой стороны проблема в самом законе, как в деле Свечниковых.

Что вы знаете о судебном финансировании и в каких судебных спорах участвуете? Поделитесь своим опытом

 Более семи лет в рамках данной концепции я представляла интересы доверителей в судах и правоохранительных органах, большинство дел было связано с причинением вреда здоровью доверителям и членам их семьи, смертью близких родственников. Анализ законодательства и судебной практики за годы моей работы были положены в основу дела Свечниковой Р.Д. в Конституционном Суде РФ. Я надеялась, что системная проблема будет решена, и это случилось.

Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»