Скажите, Вы знаете человека, который не слышал о таком танке как «Абрамс»? Вряд ли… А как много недостатков Вы можете назвать? Размеры, универсальность, вес, потребление топлива…? Возможно, но давайте копнём глубже и заодно развенчаем несколько основных мифов об «Абрмсе».
Вес танка.
Многие слышали о невероятно большом весе и размерах танка «Абрамс», связывая их в один большой недостаток, который влияет на мобильность и возможность транспортировки. На самом деле, ранние американские танки с композитной бронёй имели вес чуть более 55 тонн при двигателе чуть менее 1 500 лошадиных сил. Это позволяло перемещаться с невероятной скоростью в 75-80 километров в час, подобно советскому Т-80У. Однако, американец, из-за специфики подвески, не мог так же бодро скакать по неизвестным ему неровностям рельефа. Это было чревато потерей пары катков. С Т-80 такого не происходило из-за меньшей длинны и веса.
Разбирая манёвренность, хочется отметить в целом не плохую систему стабилизации, которая нивелирует углы безопасного маневрирования башни в наступлении. Так же, хочу обратить внимание на возможности трансмиссии. Благодаря им, танк может развернуться на месте вращением гусениц в разные стороны. В России из этой возможности сделали «ноухау» «Арматы», в то время как боевые машины возымели такую возможность ещё в период Второй Мировой. В СССР его практически не использовали из-за особенности строения КПП, вынуждающие увеличивать размеры, а это в рамках советской школы было неприемлемым. В целом, современный «Абрамс» может не самым лучшим образом маневрировать на ходу, но вполне не плохо разворачивается на месте, а это дополнительное преимущество в узких переулках городской застройки.
Система наведения.
«Абрамс» принято хвалить за системы наведения, «попутно» называя его не продуманным в лице отсутствия традиционной механики. Начнём с того, что американские инженеры позаботились о вероятности выхода основных приводов из строя, создав отдельные приводы, основанные на зубчатом погоне башни и маховиках.
Ещё один миф касается степени электрификации. Основной привод горизонтального наведения представлен не электросистемой, а гидравлической. Жидкость размещается в специальной ёмкости с насосом и именно с ними связаны самые частые поломки в мирное время. Жидкость, как заявляют создатели танка, огнестойкая, но часто протекает и всё равно воспламеняется при воздействии больших температур. Но самое страшное – едкий состав, оставляющий химические ожоги на теле человека.
Гидравлика полезна тем, что она не зависит от работы двигателя и в случае отсутствия электропитания, наводчик может быстро вращать башню. Кстати о наводчике… Как отмечают танкисты, наводчику на своём месте мягко говоря не удобно… Во-первых, мешает орудие, во-вторых наклонный борт по правому плечу танкиста, а третье – окружность погона башни. При использовании джойстика нареканий нет, а вот ручной привод доставляет массу проблем.
Ещё одно неудобство связано с тепловизором. Он помогает наблюдать за полем боя в условиях плохой видимости, но синхронизации с основным прицелом прибор не имеет, что вызывает массу проблем с его использованием. В этом случае выручает качество изображения прицела и монитора с тепловизором, различая мелкие особенности потенциальной мишени на удалении до 1 500-2 000 метров.
Кондиционер.
На самом деле, сложно говорить о том, чего нет… Многие диванные аналитики судят о комфорте танка по внутреннему объёму и наличию кондиционера, но «образец комфорта величайший «Абрамс» не оснащён главным благом человечества. Вместо него, танкисты используют систему защиты от ОМП. В неё входят система вентиляции и создания избыточного давления. Так же, ради комфорта танкистов была разработана индивидуальная система охлаждения. Она подключается с помощью трубок к бронежилетам, а это не самая надёжная и комфортная система… Кроме выше упомянутого, запуск защиты от ОМП требует дополнительном мощности от двигателя, что негативно сказывается на потреблении горючего.
Ещё хочу добавить особенности внутреннего объёма… Из слов американских экипажей, внутри «Абрамс» даже теснее старых М60, а самыми тесными считаются места работы наводчика и командира. Есть свои нарекания у водителей, связанные с особенностью строения в сравнении с танками предыдущего поколения.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.