Есть в американской истории освоения Среднего Запада свой "Бросок Легкой бригады". Но в отличии от британцев под Балаклавой, здесь решение броситься головой в ловушку принял не обер-офицер, повинуясь ошибочному приказу, а группа сельских американских джентльменов, не хотевших показаться трусами перед другими джентльменами. Вот как это произошло.
Нападение на Станцию Брайана
15-17 августа 1782 года 300 индейских воинов (в основном виандоты и озерные индейцы) и 30 канадских рейнджеров осадили небольшой американский поселок в Кентукки, известный как станция Брайана. Командовали ими британский капитан Колдуэл и заместитель главного британского индейского агента Макки, тоже имевший комиссию капитана.
С ними же в качестве индейских переводчиков и толкователей были братья Саймон и Джордж Герти. Причем Саймону, скандально известному по всей границе перебежчику приписывали руководство во всех мало-мальски значимых преступлениях, в т.ч. и описываемых событиях.
Внезапного нападения на Станцию не вышло, артиллерии, пусть даже самой малокалиберной у Колдуэла не было. Поэтому утром 17 августа канадцы и индейцы ушли из под стен этого поселка, уничтожив весь скот и урожай на полях.
Отряд мстителей
Уже днем 17 августа к Станции Брайана стали подтягиваться соседи из округов Файет (47 бойцов) и Линкольн (135 бойцов). Из этих 182 человек почти треть носила офицерские звания ополчения Кентукки. Офицерские чины были скорее чиновничьими должностями в системе мобилизации ополчения, поэтому не стоит удивляться такому количеству полковников, п/полковников и майоров и прочих капитанов с лейтенантами.
Самый высокий статус был у полковника Джона Тодда, командира ополчения округа Файет, хотя он и привел меньше всего людей. Его заместителем был легендарный первопроходец п/полковник Даниэль Бун. Бойцами из Линкольна командовал п/полковник Стивен Тригг и его заместители майор Сайлас Харлан и Хью МакГэри.
Вечером 17 числа на станции Брайана состоялся краткий военный совет, на котором было решено преследовать и покарать индейцев. МакГэри было подал голос, чтобы дождаться еще одного полковника- Логана с его подкреплениями, но был поднят на смех как трус.
Утром 18 августа весь отряд отправился в погоню. Для скорости передвижения все бойцы были посажены на лошадей, при этом около 70 человек были безлошадными и ехали за спинами своих товарищей.
Каждый ополченец был вооружен на индейский манер - томагавк, нож, винтовка или ружье. Одежда и снаряжение на них было самое простое, а зачастую повторявшее наряд индейцев - рубашка, леггинсы и мокасины, рог с порохом, сумка для пуль, одеяло и мешок с провизией.
Преследование
Преследовать противника было не трудно, потому что он особо не скрывал свои следы и отступал по т.н. Средней Бизоньей дороге, которую когда то протоптали эти животные в своих миграциях по Кентукки. Колдуэл и Макки знали, что их будут преследовать и даже надеялись на это, ведь одной из целей рейда было выманить американцев из их фортов и устроить засаду.
Первая остановка американцев произошла вечером 18 числа на месте разоренной британцами и индейцами в 1780 году станции Рэддла. На этом самом месте вечером 17 числа останавливался на ночевку и Колдуэл со своим отрядом.
Бун, как самый опытный и авторитетный в лесной войне пограничник, подсчитал по количеству костров, что силы противника насчитывают как минимум 500 воинов. На самом же деле их было чуть более 300 человек, причем утром 18 числа Колдуэла покинули 100 индейцев и его силы стали насчитывать около 230-250 человек.
Остановка была краткой, люди перекусили и до них был доведен план, возможного боя. Половина бойцов должна была на конях прорвать линию индейцев, а вторая половина вплотную следовать за всадниками и когда индейцы дрогнут атаковать их в ближнем бою, разя убегающего противника.
В середине ночи американцы снова пустились в погоню за убегающими индейцами. Но те и не думали "убегать", они ночевали всего в 4 милях от станции Раддла на восточном берегу реки Ликинг у места известного, как Блу Ликс ( Blue Licks) - Голубые Солонцы, названые так из-за двух серно-солевых источников, имевших голубоватый цвет воды.
Предупреждение Буна
Бун прекрасно знал куда ведет след индейцев по старой бизоньей тропе. В 1777 году он был взят в плен у соляных источников Блу Ликс и представлял себе местность, которая лежала впереди.
Бизонья тропа пересекала реку Ликинг-Ривер и поднималась на голый склон холмистой гряды. Высоты с трех сторон омывались рекой, т.к. именно в этом месте она делала большую петлю. Западный и восточный склоны круто обрывались в реку. Южный склон был более пологим и именно по нему поднималась дорога.
Вершина гряды была довольно плоской, но ее слева и справа прорезали овраги, заросшие кустарником, деревьями и тростником - великолепное место для засады.
Бун советовал не идти прямо по бизоньей тропе, а пройти лесом на две мили севернее, там пересечь Ликинг-Ривер и выйти в широкую долину, где имея превосходство в лошадях, можно было рассчитывать на удачный бой с превосходящими силами противника. Его не послушали.
Переправа
Рано утром 19 августа колона американцев вышла на холм с южной стороны излучины Ликинг-Ривер. Перед ними открылся вид на брод, источники Блу Ликс и голый холм с редкими деревьями и кустами, на противоположной стороне реки.
Эта почти голая высота, образовалась в лесной стране, потому что многие сотни лет тысячи бизонов приходили на холм, чтобы лизать соль, выступающую на камнях и вытоптали всю растительность. Американцы имели перед собой почти 1 милю с четвертью открытой местности, на которой были видны фигурки индейцев.
Это Колдуэл в качестве приманки выставил на обозрение американцев небольшой отряд воинов. Еще накануне он не знал кто его преследует, но высланные разведчики сообщили, что 200 американцев идут по следу отряда. И достойная встреча была приготовлена, индейцы укрылись в оврагах, так что их линия пересекала поперек весь полуостров*.
* Лично мое мнение их расположение было таково - правый фланг озерные индейцы, центр рейнджеры, левый фланг виандоты (гуроны).
Командиры кентуккийцев собрались в круг, чтобы обсудить дальнейшие планы. Бун еще раз советовал переправиться в другом месте. Тодд и Тригг склонялись дождаться подмоги от полковника Логана, которого уже скоро ожидали. И тут майор МакГэри, которого 17 августа высмеяли за подобный совет, взорвался и едко поинтересовался на счет наличия храбрости у отцов-командиров.
Джентльмены не могли позволить, чтобы публично сомневались в их смелости и обвинение осталось без ответа. Был дан приказ - Вперед!, и конная колона ополченцев по трое в ряд начала переправляться через реку.
Через 40 лет, один из ветеранов боя, дал письменное показание, что МакГэри самовольно выехал из строя и подняв винтовку над головой призвал каждого, кто не трус следовать за ним на другой берег. За ним сначала по одиночке, а потом группами последовали все ополченцы. Однако, все первые письменные рапорты о бое (британские и американские) свидетельствуют, что колона ополченцев прошла брод в полном порядке.
Начало боя
После того как американцы поднялись на гряду, врага нигде не было видно и это заставило командиров забеспокоиться, т.к. они твердо усвоили одно из основных правил лесной войны "если ты видишь индейца будь осторожен, если ты не видишь индейца, будь в осторожен в двойне".
Вызвали двух добровольцев для разведки и те выдвинулись вперед, внимательно осматривая все укромные уголки. Когда они подъехали к двум оврагам, что почти соприкасались и шли влево и вправо от вершины холма, то были обстреляны индейцами.
Большинство американцев, спешились с коней и стали формировать боевой порядок на плоской вершине гряды шириной около 450 футов (137 метров). Бун принял командование левым флангом, Тригг правым, Тодд взял на себя центр, в авангард было выслано 25 человек под командованием майора Сайласа Харлана и капитана Уильяма МакБрайда.
Кентукийцы еще занимали свои места в боевой линии, когда из оврагов начали звучать выстрелы, сначала одиночные, а потом раздался убийственный залп, скосивший практически весь авангард. Это было тем более легко, потому что американцы шли по открытой местности.
Тодд на белом коне бросился на выручку авангарду, только затем чтобы получить две пули. Индейцы и рейнджеры, невидимые в кустарнике и за деревьями, могли спокойно выбирать себе цели не боясь получить пулю в ответ. Менее чем за минуту около 40 кентуккийцев лежали убитыми и раненными.
Особенности боевого искусства
Кентуккийские ополченцы не были обучены действовать, как единое целое. В этом была их сила и их слабость. Руководствуясь общим планом боя, каждый сам выбирал себе позицию и имел собственное суждение, когда было лучше стрелять, а когда отступать.
Чтобы держать подобие дисциплины им был нужен офицер из местных, который своим авторитетом и примером мог заставить этих ярых индивидуалистов делать то, что полезно для общего дела. Главным способом ополченцев вести войну была перестрелка из-за укрытий. Но укрытий на этом холме им как раз и недоставало.
Противостоял ополченцам индейский воин нового типа. За 6 лет пограничной войны индейцы, особенно те кто жил на востоке Огайо (например бывшие в этом бою гуроны), поняли, что они со своим гладкостволом проигрывают в меткости пограничникам, которые к тому же почти столь же опытны в стрельбе из-за укрытий.
Поэтому они предпочитали решить дело одним яростным натиском. После общего залпа, воины бросались на врага с дубинками и томагавками, навязывая ближний бой американским ополченцам, которые в своем большинстве были меткими стрелками, но не столь искусно владели топорами, как краснокожие воины.
В рукопашном бою ополченцам здорово бы помог штык, но вот беда пенсильванские винтовки и охотничьи ружья , которыми были вооружены ополченцы не были приспособлены для установки этого холодного оружия.
Разгром
После общего залпа из оврагов высыпали индейцы и кинулись в рукопашную. Правый фланг был сметен и начал загибаться за тыл левого фланга, где п/полковник Бун смог остановить первый натиск индейцев и даже продвинуться вперед на 100 футов (30 м).
Разгромленные американцы инстинктивно искали спасения среди своих более стойких товарищей, но тем самым внося разлад их ряды. Индейцы стали постепенно окружать ополченцев и обстреливали перекрестным огнем бегущих американцев.
Положение становилось безнадежным. Почти все командиры в ранге от майора и выше убиты. Ни какого укрытия на открытой местности. Кольцо окружения вот вот захлопнется. Все было предельно ясно, рядовым и офицерам не понадобилось ни какой команды и они, как один рванули с холма к переправе.
Весь бой от первого выстрела до бегства занял по воспоминаниям участников от 5 до 15 минут.
Бегство
Это была в прямом смысле гонка со смертью. Конные и пешие ополченцы смешались с преследующими их индейцами. Естественным порывом было, как можно скорее добраться до своих лошадей. Но индейцы дышали им в спины и многие были убиты едва сев в седла, потеряв несколько драгоценных секунд, которые могли потратить на бегство.
Индейцы воспользовались лошадьми ополченцев и стали преследовать беглецов. Одни скакали среди американцев и наносили удары дубинками и томагавками. Другие достигли брода и стали поджидать обреченных беглецов. Третьи переплыли реку и стали выискивать кентуккийцев среди кустов и деревьев.
Конечно, не все из ополченцев спасали только собственные жизни, нашлись и примеры мужественного поведения. Рядовой Аарон Рейнольдс отдал свою лошадь раненному капитану Паттерсону, за что впоследствии получил в подарок 200 акров превосходной земли. Рядовой Бенджамин Нетерланд, будучи верхом, одним из первых пересек Ликинг-Крик и организовал группу из 15-20 человек, чтобы отогнать индейцев от брода.
Уцелевшие после избиения на переправе, ополченцы ринулись в лес и разными тропами стали добираться до родных мест. Индейцы почти не преследовали беглецов, пройдя по их следам милю или около того.
Потери и виновники
По максимальной оценке, данной п/полковником Буном, американские потери составили 75 убитых и пропавших без вести, и 12 раненных. Потери канадско-индейского отряда по рапорту Макки составили 10 убитых индейцев и 1 белый - мистер Ла Бут агент индейского департамента, а также 14 раненных без указания принадлежности.
Колдуэл благополучно ушел со скальпами и пленниками через Огайо, а во многих домах Кентукки поселилась печаль из-за гибели родных и близких. Разгневанные жители округов Файет и Линкольн искали виновника поражения и им был назначен - генерал Кларк из округа Джефферсон.
Дело в том, что Кларк охранял стратегически важный пункт - водопады Огайо, единственное несудоходное место на реке. Пользуясь приоритетом в звании, он часто отвлекал туда на службу ополченцев двух других округов Кентукки, не давая ничего взамен.
В этот раз Кларк не послал ни одного солдата на помощь Станции Брайана и для погони за индейцами, а значит был априори виноват. Разумеется весь погибший ком.состав ополченцев был определен в герои, Про майора МакГэри и его якобы "роковую"роль не было написано ни строчки в официальных рапортах.
Развитие военной мысли
Еще одним следствием боя стало начало формирования американской военной мысли по тактике борьбы с индейцами. Например:
Полковник Артур Кэмпбелл в письме полковнику Уильяму Дэвису (начальнику военного департамента Вирджинии), 3 октября 1782 года (Том 3, «Реестр государственных документов штата Вирджиния», стр. 337), говорит:
Методы вооружения и размещения наших ополченцев должны соответствовать разным задачам. Нужно ввести штык и тесак, чтобы мы могли противостоять индейцам . Эволюции, подходящие для действий в лесу, должны быть изучены как пехотой, так и кавалерией. Все наши недавние поражения вызваны пренебрежением и отсутствием должного авторитета и возможностей у командиров.
Полковник Уильям Кристиан из округа Монтгомери в письме губернатору Харрисону, штат Вирджиния, 28 сентября 1782 года ( Том 3, «Реестр государственных документов штата Вирджиния», стр. 331), говорит:
Даже простые мушкеты с штыками сейчас были бы полезнее, чем это принято считать. Говорят, что в последнее время индейцы больше полагаются на томагавки и копья, чем на ружейный огонь.
Через 9 лет нечто подобное попробует совершить генерал Сен Клер на Уобаше, правда его штыковые атаки в лесу будут наноситься в пустоту, в то время как индейцы из-за укрытий будут обстреливать его войска с флангов.
Но через 12 лет "Безумный" Энтони Уэйн нанесет поражение Западной Конфедерации индейцев у Фалллен Тимберс используя именно такую тактику - взаимодействие легкой пехоты с винтовками при поддержке тяжелой линейной пехоты вооруженной мушкетами со штыками.
Источники информации - "История битвы на Блу Ликс" Беннет Х. Янг. 1897 год. " Битва на Блу Ликс, 19 августа 1782 года", Самуэль М. Уилсон 1927 год.