Найти тему
Оля Семёнова

Принстонский эксперимент: когда мы готовы помочь?

Оглавление
Эксперимент «Добрый самаритянин». Понимание помощи
Эксперимент «Добрый самаритянин». Понимание помощи

В 1978 году Джон Дарли и Дэниел Бэтсон, психологи Принстонского университета, впервые провели эксперимент, основанный на старой притче из Библии.

Притча о добром самаритянине (самаря́нине)
В этой притче еврея, идущего из Иерусалима в Иерихон, грабят, избивают и оставляют умирать на дороге.
Пока он там лежит, мимо него проходит раввин, и вместо того, чтобы помочь человеку, как ему полагается, раввин делает вид, что не видит его, и идет на другую сторону дороги.
Затем левит проходит рядом с этим человеком. Однако вместо того, чтобы помочь бедняге, левит просто смотрит на него, а затем тоже переходит дорогу, как это сделал раввин до этого.
Позже мимо раненого человека на дороге проходит самаритянин. Несмотря на то, что самаритяне и иудейский народ враги, самаритянин перевязывает раны человека, отводит его на постоялый двор и заботится там о нем всю ночь.
На следующее утро самаритянин платит трактирщику и просит его позаботиться о джентльмене, сообщив, что он оплатит всё, сколько бы это ни стоило.
-2

Дарли и Бэтсон решили проверить три гипотезы:

  1. Было сказано, что раввин и левит не помогли этому человеку, потому что их умы были сосредоточены на религиозных вопросах, и поэтому они были слишком отвлечены. Первая гипотеза, подлежащая проверке Дарли и Бэтсоном, состояла в том, чтобы увидеть, действительно ли люди, которые думают о религии, менее склонны помогать, чем человек, который не сосредоточен на религии.
  2. Вторая гипотеза состояла в том, что люди, которые спешат, менее склонны помогать или выражать готовность помочь.
  3. Третья гипотеза заключалась в том, что люди, обращающиеся к религии, чтобы понять смысл жизни и обрести духовные озарения, с большей вероятностью могут помочь, нежели люди, обращающиеся к религии ради личной выгоды.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Испытуемыми в этом эксперименте являются студенты-религиоведы, которые сначала должны заполнить анкету относительно своей религиозной принадлежности и того, во что они верят. Эта анкета используется для оценки третьей гипотезы.

  1. Студентам сначала преподают лекцию в классе по религиоведению, а затем им сообщают, что они должны перейти в другое здание.
  2. Между зданиями на земле лежит актер, выглядя раненым и остро нуждающимся в помощи.
  3. Чтобы проверить, как чувство срочности влияет на испытуемых, некоторых студентов просят поспешить, якобы у них есть всего несколько минут, чтобы добраться до другого здания. Другим ученикам говорят, что спешить нет необходимости.
  4. Для проверки мышления испытуемых, некоторым студентам дают указание, что как только они доберутся до места назначения, они будут выступать с лекцией о Притче «Добрый самаритянин», в то время как другим студентам говорят, что им придется читать лекции о процедурах семинарии.
  5. Для оценки поведения испытуемых составляется план из шести пунктов, который варьируется от "даже не замечать раненого", до "оставаться с ним до прибытия помощи".
-3

РЕЗУЛЬТАТЫ

В своем эксперименте Дарли и Бэтсон обнаружили, что спешка испытуемого была главным определяющим фактором в том, останавливались они, чтобы помочь раненому человеку, или нет.

  • Когда испытуемые никуда не торопились, то 63% из них останавливались, чтобы помочь пострадавшему.
  • Однако, если испытуемые находились в спешке, только 10% останавливались, чтобы помочь человеку.

Те, кому было приказано выступить с речью о добром самаритянине, почти в два раза чаще останавливались и помогали человеку, нежели те, кому было приказано читать лекции о семинарских процедурах.

  • Это показывает, что мысли человека действительно играют роль в том, будет ли человек помогать или нет.
  • Однако этот фактор не столь важен, как то, спешит человек или нет, потому что большинство тех, кто спешил и читал лекции о добром самаритянине, не оказывали помощи человеку.

Наконец, не имеет значения, был ли студент религиозен ради личной выгоды или ради духовного прозрения.

Когда студенты добрались до места назначения, некоторые из тех, кто проигнорировал раненого, начали выражать чувство тревоги и вины, что, по-видимому, указывало на то, что отказ в помощи раненому был вызван ощущением нехватки времени и давления, а не из-за общего безразличного отношения.

Что касается эксперимента «Добрый самаритянин», исследователи смогли успешно показать, что неспособность человека остановиться и помочь “жертве" была основана исключительно на его или ее озабоченности временем, и что, сильная погруженность в свои мысли, может иметь поразительные результаты

-4