Юрий Анненков (23 июля 1889 – 12 июля 1974, Париж, Франция)
Портретист Серебряного века
Добрый день, дорогие друзья !
Недавно сходил на выставку замечательного художника Юрия Анненкова. в музее русского импрессионизма .
Давно знал работы этого великолепного мастера. Галерея портретов выдающихся людей России просто зашкаливает. Вместе с тем хочется отметить, что достаточно широкому кругу посетителей он не очень-то известен. Анненков на 20 лет был негласно вообще исключен и выброшен из энциклопедий после того, как он стал невозвращенцем.
Если бы Анненкова не было , то нужно было бы придумать такого художника, объединяющего в себе все начала начал и при этом имеющего твердую, узнаваемую, невероятно точную манеру письма.
Юрий Павлович происходил из известного рода — был потомком Павла Васильевича Анненкова, первого редактора и издателя произведений А.С. Пушкина.
Сын народовольца П. С. Анненкова, родился в Петропавловске, где отец отбывал ссылку. В 1894 году семья перебралась в Петербург .
Дача семейства Анненковых находилась в Куоккале, рядом с репинскими «Пенатами» .
Отец художника революцию не принял, но был уважаем верхушкой революционеров.
Начало учебы и все незабываемые друзья, знакомые это Петербург.
В начале своего творческого пути Анненков приехал к Блоку с двадцатью готовыми рисунками — так они подружились.
Ну и конечно с Есениным
Жизнь Анненкова — сплошной приключенческий роман длиною в 84 года. С интригами, неожиданными поворотами, погонями, трагическими случайностями, счастливыми спасениями и героическими победами. Был женат три раза, третий раз Анненков женился в 56 лет на 18-летней француженке Мадлен Ребюссон, с которой прожил до конца жизни.
1924 г. — для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в Париже и в СССР больше не возвращался. На выставке в в музее русского импрессионизма представлены портреты Троцкого , Зиновьева, Каменева, Радека и других деятелей октября — большинство были расстреляны, пропали в тюрьмах . Думается, их участь разделил бы и художник, не эмигрируй он вовремя в Париж.
Анненков был невероятно одаренным человеком, помимо чистой живописи занимался оформлением спектаклей, В 1933 году Анненков обратился к кинематографу и за все время работы в кино принял участие в создании более 60 фильмов.
А в промежутках между этим — десятки спектаклей, сотни оформленных книг, собственная литературная работа под псевдонимом Борис Темирязев.
Судьба хранила Юрия и способствовала расцвету всех его многогранных способностей и талантов: художник-портретист, театральный художник, книжный иллюстратор, постановщик грандиозных массовых праздников, поэт и писатель.
Отлично знал Модильяни, и все рассказы и анекдоты о том, как Модильяни расплачивался рисованием на салфетках.
“Театр абсурда” Ионеско- первые 7 спектаклей были оформлены Анненковым.
Как театральный художник, мастер сотрудничал с Джорджем Баланчиным, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской.
-----------------------
вот три школы в искусстве -- и нет никаких других. Утверждение; отрицание; и синтез -- отрицание отрицания. Силлогизм замкнут, круг завершен. Над ним возникает новый -- и все тот же -- круг. И так из кругов -- подпирающая небо спираль искусства.
Спираль; винтовая лестница в Вавилонской башне; путь аэро, кругами поднимающегося ввысь,-- вот путь искусства. Уравнение движения искусства--уравнение спирали. И в каждом из кругов этой спирали, в лице, в жестах, в голосе каждой школы -- одна из этих печатей.
+, -, -- --
Источник: http://zamyatin.lit-info.ru/zamyatin/zamyatin-kritika/lica/o-sintetizme.htm
/ Анненков Ю. Портреты / Текст Евгения Замятина, Пб.: Петрополис. 1922
Невозможно объять необъятное, как верно заметил Кузьма Прутков. Это высказывание точно к месту, когда пытаешься на трех страницах рассказать о судьбе мастера.