Среди небольших региональных самолетов есть машины и широко известные, и практически малозаметные. Тем не менее, среди пестрого авиапарка региональной авиации есть машины, сразу выделяющиеся своим характерным внешним обликом, конструкцией и компоновкой. По моему мнению, к таким самолетам относится ирландский регионал Short 330/360. Расскажем об этом небезынтересном самолете.
Сначала о фирме Shorts Brothers. Примечательна она тем, что ни много ни мало - первое в мире промышленное авиастроительное предприятие. Основанное в Ирландии еще в 1908 году. Старая, почтенная фирма, больше известная по знаменитым летающим лодкам - на которых они себе и сделали имя в 1930-х, в золотой век гидропланов. Большие "Сандерленды" и "Эмпайры" тогда доминировали на дальних линиях Британской Империи. Но эпоха гидроавиации подошла к концу уже в послевоенные годы: в 50-х и вплоть до 60-х фирма строила самолеты для других производителей и занималась экспериментальными проектами. В начале 60-х братья Шорт решили выйти на рынок легких транспортов, для чего был выпущен маленький 19- местный Short Skyvan. Машина получилась удачной и пользовалась спросом.
Машина не зря была названа "небесным фургоном". Простой, чтобы не сказать, топорный дизайн с характерной фирменной "фишкой" : фюзеляжем квадратного сечения. Это здорово упрощало и удешевляло самолет. Для пущей простоты и шасси сделали неубирающимися. Самолет получился хорошо. На его основе и решено было делать следующий, уже пассажирский 30 - местный региональный самолет. Модель 330.
Удлинили фюзеляж. Как и в предыдущей машине, оставили квадратный фюзеляж (с характерным "горбом" - над фюзеляжем располагались баки), подкосное крыло. Салон был негерметичный. Машина с двумя турбовинтовыми моторами летала небыстро - всего 300 км в час, однако на коротких местных рейсах этого хватало. Салон был вполне приличный:
Самолет полетел в 1974 году, а с 76 поступил в эксплуатацию. Борт оказался удачным и выпускался аж до 1992 года в нескольких модификациях. Летал по всему миру. Среди пилотов получил (видимо, за характерный фюзеляж) прозвище "сарай". А выпущено этих сараев было не так и мало: сто пятьдесят штук. Модель 330 обеспечила большие объемы пассажироперевозок на местных линиях.
Такова история этого пусть и не самого красивого, но удачного и интересного самолета.
По теме: Винты в хвосте: редкие птицы
Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу: поставите лайк или подпишетесь.
Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде
Звездный корабль- Beechcraft Starship
Также Вашему вниманию предлагаются рассказы о некоторых моих полётах:
...на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири
Москва- Бангкок и обратно: Аэрофлот
На вертолете над водопадом Виктория в Зимбабве
Эфиопские авиалинии: личный опыт
Еще раз спасибо за просмотр!