Найти тему

Методика Татьяны Гогуадзе и метод Дейвиса: что лучше выбрать

Оглавление
Меня часто спрашивают, в чём отличие авторской методики Татьяны Гогуадзе от метода Дейвиса и почему я критически отношусь к тому, что предлагает Рональд Дейвис.

Давайте сначала разберёмся, кто такой Дейвис

Меня, например, всегда увлекал вопрос: "Кто такой Рональд Дейвис?" Оказывается это инженер, скульптор и бизнесмен, то есть у него нет ни педагогического, ни медицинского образования.

В описании истории некоего Дейвиса можно найти факт о том, что он до 38 лет страдал от дислексии, пока в результате длительных самостоятельных поисков ему не удалось решить свою проблему. Все «научные» изыскания Рональда Дейвиса были отражены в книге «Дар дислексии», которая и является основой методики.

В 1982 году Рональд Дейвис основывает Центр коррекции дислексии, а ещё через три года приступает к работе Международная организация коррекции дислексии по системе Дейвиса. В начале 1980-х гг. начинает работать и первая клиника Дейвиса, которая занимается решением проблемы чтения. Хотелось бы отметить, именно название «КЛИНИКА», хотя, как помним, у Рональда нет медицинского образования.

Дислексия – особенность работы головного мозга, а люди-дислексики по своей природе являются очень одарёнными и способными.

Надо отдать должное, Дейвис в книге «Дар дислексии» не скрывает, что не является специалистом, а пишет, что сам себя «вытащил за волосы» из проблемы с обучением и поэтому решил помочь другим людям.

Следует отметить, что действительно, предложенная Рональдом Дейвисом методика даёт определенные результаты и позволяет преодолеть трудности в запоминании алфавита. Да, дети обучаются базовым навыкам чтения и у них получается преодолеть трудности, связанные с пропуском букв при чтении. Но, как правило, трудно идёт наращивание скорости чтения и сохраняются выраженные проблемы понимания прочитанного.

Что же предлагает Дейвис для коррекции дислексии?

В чём я, как учитель-дефектолог и педагог, посвятивший более 20 лет изучению проблемы дислексии, полностью соглашаюсь с Дейвисом, так это с его взглядом на дислексию. Он обращает внимание, что дислексия – особенность работы головного мозга, а люди-дислексики по своей природе являются очень одарёнными и способными.

Методика коррекции дислексии по Дейвису предполагает прохождение определенных этапов:
· Первый – фиксация «умственного глаза». Это методика предполагает обучение созданию мысленных образов, с помощью которых можно легко представлять окружающий мир с закрытыми глазами. (Но читать можно только открытыми глазами!) К тому же обучение созданию мысленных образов возможно через активизацию правого полушария, но чтение и грамотность на письме обеспечивается активной работой левого полушария.
· Второй - создание «точки ориентации», которая позволяет дислексикам концентрироваться на устном и письменном слове. Для каждого человека создаётся своя уникальная точка с помощью вербального наведения и визуализации. После того, как дислексики уже могут стабилизировать свою дезориентацию, далее уже используются мультисенсорные методы.
В итоге можно утверждать, что программа коррекции по методу Дейвиса в большей степени соответствует принципам нейролингвистического программирования, то есть мозг человека просто «программируется» на определенное поведение в типичной ситуации. Соответственно, если человек попадает в незнакомую ситуацию, то мозг уже не знает, как ему действовать.
Даже взрослые, которые проходят коррекцию дислексии по методу Дейвиса, продолжают испытывать трудности в публичном чтении и безграмотно писать.
Даже взрослые, которые проходят коррекцию дислексии по методу Дейвиса, продолжают испытывать трудности в публичном чтении и безграмотно писать.

В методике Дейвиса ключевое значение придаётся «материализации» символов.

-3

Это работает следующим образом:

· В словаре сначала смотрится слово и выясняется, как оно произносится.

· Зачитывается первое определение слова и предложение, в котором это слово используется.

· Вместе с тренером обсуждается значение слова и составляется с ним какое-то своё предложение или фраза.

· Из пластилина лепится символ либо отдельные буквы слова, которые помогают создать мысленный его образ.

· Произносится вслух символ, который закрепляется за определенным словом.

Весь этот алгоритм ограничивает возможности переноса, так как отрабатываются конкретные слова из списка. А теперь сами подумайте: какое отношение имеет список слов американского инженера, скульптура и бизнесмена к литературным и академическим текстам российских учебников.

Да, Дейвис лично составил список слов, с которыми надо работать. Формирование списка происходило исключительно на его личном опыте, так как именно с ними он испытывал проблемы при чтении или написании.

Что выбрать: метод Дейвиса или метод Татьяны Гогуадзе?

Для того чтобы освоить технологию, которую предлагают сотрудники центров по методу Дейвиса, необходим опытный проводник. Ведь даже взрослому человеку, не говоря уже о ребёнке, крайне сложно понять, что такое «умственный глаз» и как надо создавать «точку ориентации». Сам же дислексик даже после курса коррекции вряд ли сможет делать "материализацию" слов и понять всё ли он делает правильно, поэтому он нуждается в постоянном сопровождении.

На курсах Татьяны Гогуадзе совсем другие методы

На своих занятиях я работаю не только с детьми, но и с их родителями, показывая им уникальные методики и техники по самокоррекции дислексии. После моего курса только очень немногим детям требуется дальнейшее сопровождение, так как даже сам ребёнок теперь может понимать свои проблемы и адекватно на них реагировать.

А здесь иначе!

На занятиях в центрах, работающих по методу Дейвиса, родители не присутствуют, поэтому они не могут знать, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на ребёнка. Соответственно, в дальнейшем они не могут в режим дня включить дополнительные занятия по коррекции дислексии и вынуждены снова обращаться к специалистам центров Дейвиса.

Психоэмоциональное состояние ребёнка

Стандартная продолжительность курса коррекции по методу Дейвиса занимает 5 дней, на каждый из которых приходится по 6 часов интенсивных занятий. При этом ребёнок постоянно работает и находится на занятии, а это оказывает серьёзную нагрузку на детскую психику и может привести к нервному напряжению у ребёнка.

На занятиях Татьяны Гогуадзе всё иначе!

Во время моего базового курса коррекции «Успешный старт» дети до 3 часов занимаются в Школе для дислексиков Татьяны Гогуадзе, а потом еще в спокойной домашней обстановке выполняют задания. Продолжительность курса – 14 дней. При этом каждый день обязательно дети делают специальный комплекс физических упражнений, направленный на формирование нейронных связей, и проходят сеансы цветоимпульсной терапии на аппарате Меллон для нормализации биоритмов, снятия нервного напряжения, повышения работоспособности и стрессоустойчивости.

Методы коррекции дислексии

Большую часть времени дети, посещающие центры Дейвиса, проводят за лепкой букв из пластилина. Однако такое занятие никак не связано с письменной деятельностью и пониманием прочитанного текста. Применение пластилина может быть оправданным, если ребёнку просто сложно запомнить буквы.

В Авторской Школе для дислексиков Татьяны Гогуадзе основным элементом коррекции чтения и письма является графокоррекция. Графокоррекция представляет собой специальное упражнение, во время которого ребёнок учится правильно держать ручку, у него формируются зрительно-моторная координация, правильная нейродинамика чтения и письма. Одновременно вырабатывается скорость в письме и чтении.

Физические упражнения

Метод Дейвиса предполагает выполнение сложных упражнений на координацию, многие из которых с трудом даются даже взрослым. А за 5 дней курса освоить их практически невозможно. Соответственно, у ребёнка даже не запускается процесс формирования нейронных связей, он просто пытается совладать со своим телом.

На занятиях учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе используются базовые физические упражнения, направленные на координацию крупной моторики, растяжку суставов и мелких мышц. Все действия доводятся до автоматизма, постепенно сложность упражнений повышается. По завершению курса ребёнок без проблем сможет продолжить выполнять упражнения дома, не боясь совершить какую-то ошибку в технике исполнения.

Что же в итоге?

После курса коррекции дислексии Татьяны Гогуадзе ребёнок преодолевает основные трудности в обучении, у него существенно меняется почерк и повышается грамотность, одновременно увеличивается скорость чтения и письма.

Ребёнок приобретает уверенность в себе, у него улучшается психоэмоциональное состояние, что происходит во многом благодаря и использованию аппарата цветоимпульсной терапии Меллон.

Какой вариант помощи своему ребёнку выберете вы?

Решать только вам. Со своей стороны я могу только гарантировать квалифицированную помощь, исключительно педагогические методы работы и профессиональные советы по развитию способностей ребёнка.
Учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе
-5