В мае 1830 года, в Петербурге, на верфи Александровского завода закончилась постройка нового парового судна «Нева», которому в отличие от своего предшественника – парохода «Елизавета», построенного в 1815 году на заводе Берда, и осуществлявшего регулярные рейсы между Петербургом и Кронштадтом, предстояло совершить переход с Балтийского моря на Черное море.
Летом этого же года пароход ушел в непростой рейс из Санкт-Петербурга в Одессу, вокруг Европы. Судно имело длину 34 метра, ширину 7 метров, грузоподъемность 225 тонн.
«Нева» могла разместить на борту почти 50 пассажиров.
Две паровые машины приводили в движение гребные колеса парохода по обоим бортам судна. А еще, в традициях того времени, на судне осталось парусное вооружение – два мачты и бушприт, почти как на бригантине.
Корпус был деревянный, из сосны, подводную часть корпуса обшили медными листами. Поскольку рейс предстоял очень непростой, да и осень с ее ветрами и штормами была уже не за горами, судно готовили очень тщательно. Особое опасение вызывали гребные колеса. Из-за не самой удачной конструкции, КПД паровой машины был очень низким. Не совсем правильно был рассчитан угол вхождения в воду плиц колесных движителей. И поломки следовали одна за другой.
Когда один раз паровая машины вышла из строя, судно под парусами дошло до порта, где был сделан ремонт.
Сложное плаванье продолжалось без малого 200 дней. Первый заход, по разным данным, был в Стокгольм. Потом было множество других иностранных портов: Копенгаген, Лиссабон и более мелкие порты.
За это время судно не раз попало в сильные шторма, и все время приходилось заходить в различные порты для мелких ремонтов.
Только в Лондоне пришлось провести почти три недели, устраняя последствия шторма. Было подсчитано, что непосредственно на ходу судно находилось около трех четвертей всего времени перехода.
Но, несмотря не все трудности, с которым пришлось столкнуться экипажу «Невы», судно благополучно прибыло в Одессу.
Это был реальный прорыв России в морских пассажирских перевозках того времени.
Уже в 1831 году пароход «Нева» стал на регулярную грузопассажирскую линию Одесса - Константинополь и успешно работал на ней перевозя пассажиров, почту и грузы.
В статье использованы материалы журнала "Морской флот" и рисунок Е. Войшвилло
Если вам понравилась статья, то ставим 👍 и подписываемся на канал.
Читайте на канале:
Интернет в круизе по Балтике. Расcкажем что и как.
Северный Морской Путь. Как всё начиналось.
Морские ворота Санкт-Петербурга. Как создавался грузовой порт.