Найти тему
О Москве нескучно

Как строили красивую станцию "хрущёвского" типа в Московском метро

Оглавление

Как обычную "хрущёвскую" станцию превращали в красивую платформу? Почему первоначальный проект так не нравился чиновникам, и какой они хотели видеть "Нагатинскую"? А также - почему художники для украшения стен выбрали именно такую тематику? Об этом и не только расскажу сегодня.

Впервые после неудачи

Станцию открыли 8 ноября 1983 года. В составе участка Серпуховско-Тимирязевской (серой) линии от "Серпуховской" до "Южной". Работы начались ещё в 1979 году. Одним из претендентов на проектирование "Нагатинской" стал архитектор Леонид Павлов.

Схема Московского метро 1983 года. Тогда ещё линия была не серого цвета, а болотного, и назвалась Серпуховской.
Схема Московского метро 1983 года. Тогда ещё линия была не серого цвета, а болотного, и назвалась Серпуховской.

Тот самый, что построил станцию "Добрынинская" Кольцевой линии в 1950 году, которая так не понравилась советским чиновникам. Эту историю вы можете прочитать здесь. Работа на этом отрезке Серпуховско-Тимирязевской линии станет для Павлова первой в Московском метро после неудачи на Кольцевой.

Леонид Павлов предложил участвовать в составлении проекта двум художникам - Владимиру Васильцову и Эльвире Жарёновой. Ранее они уже работали в тандеме на нескольких объектах. И очень тепло отзывались друг о друге.

Как выбрали тематику?

Поскольку в 1970-х годах, архитекторам предоставили чуть больше свободы, типовые станции начали немного уходить на второй план. Платформы стали изысканнее. Появились новые виды отделочного камня. Это позволило придать проектам индивидуальность.

Станция "Нагатинская", 1984-1985.
Станция "Нагатинская", 1984-1985.

Также одной из целей для строителей метро того времени стало смягчение стресса пассажиров от пребывания под землёй. В том числе с помощью росписи путевых стен. Именно по такому пути решили пойти художники станции "Нагатинская".

В качестве темы выбрали историю Москвы. О местности, где планировали расположить будущую платформу, действительно можно было рассказать много. Ранее здесь (хоть и далеко друг от друга) находились два знаменитых села - Нагатино и Нижние Котлы (именно так и хотели назвать станцию изначально). Рядом также располагалось Коломенское.

Конечно, сёла располагались не совсем рядом, но художники решили воплотить в тематике именно их. Так выглядела карта местности в 18 веке.
Конечно, сёла располагались не совсем рядом, но художники решили воплотить в тематике именно их. Так выглядела карта местности в 18 веке.

Через эти места шли полки Дмитрия Донского на Куликовскую битву в 1380 году. Здесь был один из эпицентров соляного бунта 17 века, а также восстания под предводительством Ивана Болотникова в 1606. Самые важные, по мнению художников, исторические фрагменты сделали по технологии флорентийской мозаики из мрамора.

Красоту должны видеть все пассажиры

Однако сначала чиновники восприняли идею скептически. Тематика им была не по душе. Они несколько раз предлагали изменить эскизы на изображения природы и даже промышленности. На последний вариант их вдохновило располагавшееся в районе Нижних Котлов химическое предприятие.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Закончилось всё компромиссом. Авторам разрешили использовать историческую тематику, но не позволили отразить все события, которые они хотели. Под запрет комиссии попали фрагменты с росписями Благовещенского собора в Кремле и Теремного дворца в Коломенском.

Завершающая стадия отделочных работ на станции "Нагатинская", 1983.
Завершающая стадия отделочных работ на станции "Нагатинская", 1983.

Работы над мозаиками продолжались около двух лет. Художники подумали о пассажирах, поэтому сделали украшения в разных формах. Крупные можно было видеть прямо из окон поездов. Рисунки специально расположили на такой высоте, чтобы их части хорошо просматривались из вагонов.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Более мелкие изобразительные детали можно лицезреть с платформы при неспешном движении. Даже в цветовой гамме художники старались не отходить от традиций русской росписи. Поэтому использовали сочетания золотисто-розового, красного, серого и даже чёрного цветов.

Путевые стены в 1984-1990 годах.
Путевые стены в 1984-1990 годах.

Дёшево и сердито

Если говорить о каких-то архитектурных особенностях "Нагатинской", то их практически нет. Это колонная станция мелкого заложения. В общих чертах выглядит, как типичная платформа, каких много построили в 1960-х. Однако небольшие различия есть.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Во-первых, круглые и достаточно массивные колонны (их 26 штук) с шагом 6,5 метров. Они облицованы белым мрамором сорта "Коелга", добытого на одноимённом месторождении в Челябинской области. Оно, кстати, считается одним из крупнейших в мире.

Во-вторых, конечно же, оформление стен, о которых было написано выше. С моей точки зрения, станция удалась. "Нагатинская" стала отличным примером того, как можно одновременно совместить и красоту, и экономичность, и функциональность.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Кстати, в комментариях вы можете писать, на какой станции живёте. Даже, если вы не из Москвы. Мне будет интересно почитать,:)

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!