Найти в Дзене

С одной стороны — гордый, с другой — сердитый, с третьей — усталый

Середину XVIII века, когда правила Елизавета Петровна, нередко называют эпохой Ломоносова — великого русского учёного, поэта, художника.

Михайла Васильевич был личностью поистине многогранной. С его биографией знакомятся и по учебнику истории, и по учебнику химии, и по учебнику физики, и по учебнику истории изобразительного искусства. Такой уж особенный был человек Михайла Васильевич! И характер его не был простым и однозначным.

Бюст М.В. Ломоносова. Ф.И. Шубин. 1792 г.
Бюст М.В. Ломоносова. Ф.И. Шубин. 1792 г.

Федот Иванович Шубин — гениальный русский скульптор — был сыном соседа Ломоносова ещё на Курострове, где они оба родились, только помоложе его. Он хорошо знал жизнь Михайлы Васильевича. Через много лет после смерти великого русского учёного он создал его скульптурный портрет.

Вы умеете рассматривать скульптуру? Надо обязательно обойти её со всех сторон. Так и при обходе бюста Ломоносова можно увидеть разные грани его характера. С одной стороны смотришь: Ломоносов такой уверенный, спокойный, даже гордый. С другой стороны зайдешь — он сердитый. А с третьей — усталый.

Мы ведь в разное время тоже бываем разными. А Ломоносов бывал грозен. Очень его боялись невежды, интриганы, бездари от науки — почти как Петра Великого. Тоже мог тяжёлой палкой орудовать — и ещё как! Лентяев не жаловал. А сам не знал усталости.

Мозаика «Полтавская баталия». М.В. Ломоносов
Мозаика «Полтавская баталия». М.В. Ломоносов

4000 опытов понадобилось для того, чтобы возродить искусство мозаики в России. Это особая — «вечная» — живопись: картины, сложенные из маленьких кусочков цветного стекла — смальты. Сколько разных оттенков можно увидеть на портретах, сделанных в мастерской Ломоносова и хранящихся в Русском музее и Эрмитаже!

Но самая большая мозаика находится рядом с Кунсткамерой — в вестибюле здания Академии наук — и называется «Полтавская баталия». На ней изображены Пётр Великий и его сподвижники в Полтавском бою. А всего таких мозаик должно было быть 12. Предназначены они были для Петропавловского собора и изображали славные дела и победы Петра I. Только не успел Ломоносов завершить это дело.