В волшебном мире, придуманном Урсулой Ле Гуин, Земноморье, возможно всякое. Колдовство там не просто существует, а играет главную роль, пронизывает всё бытие. Не случайно ключевой герой этого цикла - волшебник, и здесь почти не удаляется внимания такому привычному в фэнтези делу, как силовое решение проблем. Нет, здесь всё делается с умом, на словах, в плетении заклинаний.
Одно из важных правил этого мира касается имён. Никому нельзя называть своё истинное имя (впрочем, как и спрашивать его). Странно? Но этому есть вполне «логичное» объяснение.
Правило это распространяется на всё Земноморье, подразумевается, как не требующее разъяснений, но в одном рассказе всё-таки разбирается подробно. Он так и называется - «Правило имён». Там, коротко говоря, один волшебник надеется победить другого, пользуясь знанием его настоящего имени.
На вопрос же, в чём смысл сокрытия истинного имени, один из героев рассказа прямо говорит, что «имя - это всё равно что вещь. А настоящее имя - настоящая вещь. Знать чужое имя - значит полностью контролировать эту вещь».
При этом в течении жизни имя меняется: ребёнку даётся одно, а при достижении совершеннолетия он получает другое, взрослое. И оно должно отражать суть человека, быть неотъемлемой его частью - в этом и заключается его истинность.
Всё это отсылает нас к архаическим представлениям древних народов, не вымышленных, а вполне реальных. Для них были характерны и обычаи инициации, и магическое отношение к словам, и к именам, в том числе, как к чему-то вещественному и значимому, чему-то, что лучше бы хранить от дурного уха и глаза.
Отголоски этого сохранились в представлении, что имена богов не стоит произносить попусту. И лучше пользоваться подменными обозначениями, иносказаниями. А раньше, видимо, это распространялось на всех значимых духов природы, да и на людей тоже.
Вспомните хотя бы историю про Одиссея, который, обманув циклопа, называется «Никем» - и тем самым избегает наказания. И обратный пример из немецкой сказки про карлика Румпельштильцхена - это волшебное существо покоряется только тому, кто знает его замысловатое имя.
Современные люди всё позабывали, но глубоко внутри ещё колышутся древние тени... Так что на всякий случай - берегите имя, оно не пустой звук.